Происхождение Денницы и его “падение”

“Той порой Люцифер взошёл над вершинами Иды,
День выводя за собой…”
Вергилий. Энеида

Правда ли то, что в первых главах Библии отсутствует теогония – миф о происхождении богов? С одной стороны – вроде бы да. Но такой взгляд поверхностен. Мы подойдём к этой теме с другой позиции: проблема не в том, что в книге Бытия нет теогонии, а в том, что в ней нет Бога как созидающего мир Единого Начала. В этом легко убедиться при тщательном филологическом рассмотрении древнееврейского оригинала. В левитском мифе сотворения Небеса и Землю творят боги, а не Бог. Поэтому, несмотря на то что в дошедшей до нас версии строфы о теогонии не сохранились, мы всё же должны предположить их существование на раннем этапе сложения рассматриваемого мифа, в его исходном варианте. Ведь у всех языческих богов непременно есть какое-то происхождение, поскольку они, как и люди, подвержены единому закону рождения от себе подобных. И действительно, отголоски этой былой теогонии мы можем наблюдать, например, в Ис 14:12, где упавшее с неба божество Гилель (hêlēl), который назван Денницей (Венерой) или Люцифером (Vul. Lucifer), считается сыном Шахара (евр. šā́ḥar – ‘заря, рассвет’). Шахар – божество угаритского пантеона, бог восхода. В Пс 138/139:9 Шахар упомянут как божество с крыльями, на которых можно взлететь и поселиться на краю моря. В свою очередь, этот Шахар являлся сыном верховного Эла и богини Рахмайу. У Шахара был также брат-близнец Шалиму – бог заката. Таким образом, генеалогия, по крайней мере библейского Сатаны, вполне реконструируется при сопоставлении библейских отрывков с угаритскими источниками. Ведь имена те же.

Вообще, видно, что левиты сильно перестарались, убирая из своей новой отформатированной креационной модели любые упоминания имён богов. Так, в Шестодневе Солнце и Луна даже не названы своими именами (שמש – шамаш и ירח – йарих, яриху), а лишь “светилом большим” и “светилом меньшим” (Быт 1:16). Это случилось по той причине, что в семитских языках их названия совпадали с одноимёнными богами, олицетворяющими сии небесные тела. Понятно, что если у Ис сохранились имена ханаанских богов рассвета и заката, то где-то рядом должны были присутствовать божества Солнца и Луны (Солнце šémeš впервые упомянуто в Быт 15:12, а Луна yārēªḥ в Быт 37:9).

Возможно, под словами “вечер” и “утро” в Шестодневе скрывались те самые боги Шалиму и Шахар. Их появление логично сразу по отделении света от тьмы (1:4-5). Но названы они, опять же, не своими именами, а заменителями, приспособленными к контексту творения в изложении израильских жрецов.

Из левитского повествования также полностью удалён третий нижний (подземный) ярус мироздания Шеол, известный всем космологическим системам окружающих народов, включая самих евреев (на раннем этапе) – удалён, потому что в нём правит чудовищная богиня мёртвых Шеоль (известная по шумерским источникам как dšu-a-la, а в аккадских как dšu-wa-la)[1]. Но на позднем этапе евреи отказались от веры в каких-либо духов мёртвых и в загробный мир вообще, как и в существование душ (подробнее об этом см. IV.13). Поэтому космос у них был искусственно лишён своей важнейшей части. Когда Шеол упоминается в Библии, то в большинстве случаев – как абстракция, либо принадлежит к такому архаическому слою Танаха, который явно предшествовал составлению левитской космогонии (см. Ис 14:9, где сказано о живущих в Шеоле рефаимах и языческих царях, ср. Иов 26:5-6). На основании Иез 31:15-18, можно заключить, что “нижняя страна” в первоначальном еврейском мифе была тождественна Эдему, т. к. дерева Эдема растут в Преисподней (ср. с пер. LXX, откуда упоминание Эдема изъято)[2].

Согласно Иезекиилю (28:13,15), Люцифер был первым сотворённым в иерархии небесных чинов и, следовательно, являлся главой их. Это опровергает распространённое мнение, будто ангелы были сотворены сразу все вместе. Если Люцифер был первородным, “первенцем творения”, то это значит, что он тождествен Сыну Божьему, а также Софии, которым Библия приписывает “первородство”. Как сообщает Платон, при создании мира “Первозачатый” родился из Хаоса и Изначального Света – Центрального Солнца. Но Он был

“лишь агрегатом Сонма Строителей, первичных созидательных Сил, называемых в древних космогониях рождёнными из Бездны или Хаоса и Первой Точки”[3].

Из Иез 28:14 мы также узнаём, что этот ангел был kǝrûb mimšaḥ – букв. Помазанным Керубом, иначе говоря – первым Христом.

Керубы – мифологические крылатые существа – быки и сфинксы с человеческими или животными лицами в языческих ближневосточных и средиземноморских религиях (ср. Иез 1:5-6; Откр 4:6-8). Еврейское слово kǝrûb происходит от ассирийского причастия kâribu – ‘благословляющий’, которое часто встречается в клинописных текстах как обозначение быкообразных крылатых колоссов, которые ставились у порталов ассирийских дворцов. Сам Илу в угаритских мифах часто именуется Быком. В угаритском тексте №75 об этих фантастических созданиях сказано:

У них рога, как у быков,
И горбы, как у бизонов,
И у них лицо Ваала
[4].

По синод. переводу название этих ангелов не совсем грамотно передаётся словом херувимы (на русском это двойное мн. число). Херувимово лицо – это именно лицо быка по Иезекиилю (ср. 10:14 с 1:10), поэтому “ступни ног их – как ступня ноги у тельца”, т. е. копыта (1:7). Напоминает чертей, не правда ли?

Цилиндрическая печать персидского периода Вавилонии, на которой изображены крылатые зооантропоморфные гении с руками и копытами, как у Иезекииля

В Иез 28:16 содержится весьма тёмное выражение kǝrûḇ ha sōḵēḵ – Осеняющий Керуб (ср. 28:14 – “ты был Помазанным Херувимом, чтобы осенять”). Что именно он “осенял”, не разъясняется (переводчики иногда добавляют от себя “осенял [крыльями]”)[5]. Но у глагола סכך есть другое значение – ‘ограждать’. То есть Помазанный Керуб нёс некие охранные функции в Раю. Очевидно, охранял он Древо Жизни и его плоды.

Сфинксы и уреи, как известно, играют роль стражей священных мест и гробниц. После изгнания Адама и Евы из Эдема керубам было поручено “охранять путь к Древу Жизни” посредством “острого[6] вращающегося меча” (Быт 3:24) – какого-то, судя по всему, технического устройства типа движущихся по периметру металлических лезвий. Подробности о них мы узнаём из Махабхараты (Адипарва, 29), в которой описано проникновение Гаруды (тоже своего рода керуб[7]) в то место, где хранился напиток бессмертия амрита:

“Она (Гаруда) увидела близ амриты колесо с острыми краями, отточенными, как бритва, которое беспрестанно вращалось. То могучее сооружение, грозное и страшное на вид, сияющее огненными лучами, было искусно построено богами для уничтожения похитителей сомы”.

Гаруда, уменьшив своё тело, проникла через пространство между вращающимися спицами,

“и там, под колесом, она увидела двух превосходнейших змей, приставленных для охраны амриты, равных по блеску пылающему огню, ужасных на вид, с языками, как молнии, с пастью, полыхающей пламенем, наделённых великой силой… их горящие глаза содержали яд” и “постоянно горели гневом”[8].

Библейский “Осеняющий” Керуб мог участвовать в создании и упорядочивании мира вместе с другими подчинёнными ему ангелами[9]. Именно эти ангелы во главе со своим начальником Люцифером названы в 1-й главе Бытия ĕlōhîm – ‘богами’. Они и есть демиурги в левитской космогонии, в то время как ханаанский верховный Эл или Эл Элион (отождествлённый левитами с Яхве) остаётся за кадром. Его имя не упоминается совсем. В 1-й главе (до стиха 2:4) отсутствует и имя Яхве.

Что еще известно о Помазанном Керубе из указанного отрывка пророка Иезекииля? Говорится, что он был поселён в Эдеме, “на святой горе богов (’ĕlōhîm)”, “в саду богов (’ĕlōhîm)”:

“Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего (yôm hi bāˌr’āḵ), доколе не нашлось в тебе нечестие <…>[10]; внутренность твоя исполнилась жестокости (ḥāmās), и ты согрешил; и Я низверг тебя как нечистого с горы богов (’ĕlōhîm), изгнал тебя, о Керуб Хранитель, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твоё, от блеска твоего ты погубил искусства свои; за это Я низверг тебя на Землю, предал тебя позору… Множеством беззаконий твоих <…>[11] ты осквернил святилища свои (miqdāšeý); и Я извлёк из среды тебя огонь, который пожрал тебя, Я предал тебя пеплу на земле в глазах всех видящих тебя”.

Пословно разбирая текст, открываются интересные детали, недоступные не смыслящим в филологии, а полагающимся только на не совсем корректные переводы. Оказывается, в “саду богов”, расположенном на горной вершине (традиционное место обитания богов в языческих традициях), который, очевидно, имел искусственное освещение (“огнистые камни”), имелись некие храмы, а точнее всё пространство Эдема здесь представлено как изначальный космический храм мироздания[12] в превосходной степени– храм храмов (отсюда и мн. ч. мигдашей). Поскольку фраза “погубил искусства свои” является поэтической параллелью к “осквернил святилища свои”, можно догадаться, что этот храм основал сам Помазанный Керуб-Хранитель. Можно вспомнить, что Адапа, шумерский прототип Адама, так же являлся первым жрецом храма в Эриду (см. в IV.14,a миф об Адапе), а согласно шумерской мифологии это самый первый город на Земле. Важнейшим сооружением города был зиккурат Акифер (Aquifer) – храм бога мудрости Энки. Керубом Эдема скорее всего и являлся Энки шумеров – божество явно хтоническое, со змеиной эмблематикой – который, согласно мифу об Адапе, “нечистым людям Небо и Землю открыл”[13]. Соответственно, зиккурат в Эриду в шумерском варианте был той самой “горой богов” Иезекииля, а Рай городом (в табличке из Сиппара вавилонский демиург Мардук “города построил, в них людей поселил”[14]).

Преступление этого ангела, согласно библейской экспозиции, заключалось в том, что в “Cаду богов” он стал замышлять или осуществил некие “жестокие” (насильственные) действия. Событие падения Люцифера произошло в самом Эдеме (Иез 28:13-15), который, как известно, был насаждён специально для людей (Быт 2:8). Следовательно, “нечестивые” намерения скорее всего касались тех из них, кто отказывался подчиниться высшему Керубу. Из этого ясно, что т. н. “падение ангелов” произошло, согласно повествованию, не до, а уже после сотворения человека, и как-то, видимо, было связано с обольщением Евы.

Прямое отношение к истории падения Денницы имеют также стихи Иез 28:1-9. Всё дело в том, что оба отрывка из Иезекииля сильно искажены, поскольку в повествование о Деннице вплетена другая сюжетная линия, связанная с обличением и наказанием царя Тирского, который представлен человеком, покусившимся на божественное. Эти две фигуры оказались слиты. Вина царя Тира (а на самом деле Денницы) состояла в том, что он

“сердце своё поставил наравне с сердцем Божьим (kǝlēḇ ’ĕlōhîm[15])”, наказан “за то, что вознеслось сердце твоё и ты говоришь: «я – Бог (ēl), восседаю на божественном седалище (môšaḇ ’ĕlōhîm), в сердце морей»” (28:2,6).

Судя по всему, môšaḇ ’ĕlōhîm – это храм или божественный трон, расположенный в Эдеме, где Денница намеревался учредить свой собственный культ вместо почитания верховного Эла, чем и вызвал его гнев. Точнее, имела место неудавшаяся попытка переворота в небесных чертогах.

Приняв во внимание это и другие места еврейских писаний, Павел создал фигуру “человека греха” как того, кто “в своё время” явится и “воссядет в храме Божьем, выдавая себя за Бога” (2 Фесс 2:4). В понимании ранних иудеохристиан Антихрист будет олицетворением Сатаны и совершит те же самые деяния, за которые последний был изгнан из Эдема – жестокие насилия над людьми, отказавшимися почитать его Богом (ср. Дан 7:25 – “против Всевышнего (‘elyôn) будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего”; Дан 11:36 – “и вознесётся и возвеличится выше богов, и о Боге богов (’ēl ’ēlîm) станет говорить удивительное”). В какой-то мере по образу Антихриста мы можем реконструировать деяния Люцифера в Раю.

Отрывок Ис 14:12-15 даёт дополнительную информацию по сюжету о падении Помазанного Керуба:

“Как упал ты с неба, Денница, сын Шахара, разбился о землю… А ты сказал в сердце своём: «Взойду на небо, выше звёзд Эла (’ēl) вознесу трон мой и сяду на горе в сонме [богов], там, на Цафоне; взойду на высоты облаков, буду подобен Всевышнему (‘elyôn)». Но ты низвержен в Шеол, в глубины Преисподней”.

Библейская “гора богов”, где боги собирались на свой “совет”, а, следовательно, и положение Эдема, здесь конкретизируются в образе священной горы Цафон в северном Ханаане (угар. Цапану, букв. ‘Северная’ или ‘драконья’[16]), Парлиер франкофонских крестоносцев, ныне Джебель эль-Акра – резиденции Ваала (Балу), где он, согласно угаритскому мифу, с разрешения Эла воздвиг свой дом (храм)[17]. Напомним, что в Иез 28:18 говорится о “святилище” Керуба-Хранителя в Эдеме. У Ваала к тому же тоже “есть острый меч со сверкающим лезвием”[18], похожий по описанию на тот, с помощью которого керубы охраняли путь к Древу Жизни. Ваал побеждает чудовище Левиафана (угар. Лотан, Лат(п)ану) и вызывает этим гнев бога смерти Мота (Муту). Мот вынуждает Ваала сойти в Преисподнюю, и Ваал погибает, чтобы вновь воскреснуть[19].

Хетты называли Цафон именем Хаззи и считали, что с неё Тешуб, бог бури, его брат Ташмишу и сестра Шавушка видели ужасного каменного человека (“диоритового человека”) Улликумми, хеттского аналога змея Тифона, олицетворения титанических сил, который замыслил их уничтожить. Улликумми стоит на плече Упеллури – гиганта (подобного Атланту), который поддерживает Небо и Землю. Отрезав его ножом от Упеллури и напав с горы Хаззи, боги побеждают Улликумми. Греки ту же гору называли Касием, домом Тифона, с которой он вёл войну с Зевсом. Этимология имени Тифон (Τυφῶν) восходит, по-видимому, к названию Цафона.

Таков рассказ о падении Денницы, из которого, при его сопоставлении с оригинальными мифами окружающих народов, мы можем заключить, что он выстроен на их основе, но несёт в себе смысл противоположный тому, который известен по иудеохристианской схоластике. Но даже в сохранившейся фрагментарной еврейской версии, при правильном дословном его прочтении, перед нами разворачивается весьма пёстрая панорама событий, не укладывающаяся в ортодоксальные рамки. Ведь если Денница ведёт войну против ложных богов (а все они – противники Израиля), значит он должен быть не отрицательным, а положительным персонажем. Копируя чужие мифы и перенося их на почву еврейской традиции, левиты далеко не всегда обременяли себя вдумчивым к ним отношением, глубоко не задумываясь над их смыслом. Это значит, что Ваала, Эла, Тешуба, Зевса и др. они соотносили именно с Яхве, а не с Денницей, Левиафаном или Тифоном. А должно быть наоборот. Плутарх, напротив, с позиции эллино-римской культуры был последователен в том, что связывал иудеев с Тифоном (Об Исиде и Осирисе, 31)[20].

[Автор: © Л. Л. Гифес;
© Ариохристианские исследования: https://svardat.wordpress.com
При репостах указание авторства и ссылка на ресурс обязательны]

> В ОГЛАВЛЕНИЕ <


[1] Этимология явно восходит к и.-е. soul (прагерм. *saiwalō) – ‘душа’.

[2] Такая локализация Эдема в Нижнем мире обнаруживает некоторое сходство с шумеро-аккадским Абзу (шум. ab-zu – ‘далёкая (=глубокая) вода’) – подземным хранилищем вод, окружающих Землю, где обитали мудрецы Апкаллу (Адапа, шумерский прототип Адама, был как раз одним из Апкаллу). В связи с Шеолом Иезекииль упоминает и водную бездну, откуда вытекают реки и питают деревья Эдема. В мифе “Энки и Нинмах” глина, из которой сотворены первые люди, была взята из “сердцевины Абзу” (об этом см. IV. 14,a). Если действительно Эдем в утраченном еврейском мифе располагался в Нижнем мире, то такое “утверждение согласуется c мифом, который встречается у многих народов о том, как люди некогда жили в подземелье и вышли оттуда на поверхность Земли”, что “указывает на их происхождение от бога подземного мира”, как то имеет место, например, в мифологии галлов, “которые утверждали, что они происходят от Диспатера”, считавшегося “кельтским богом подземного мира”. – Маккалох. Религия древних кельтов. М. 2004, стр. 197. В мифах тольтеков и майя первоначальным жилищем первых людей, прародителей и основателей племени и даже богов, был подземный мир, где росло “пещерное” древо жизни, питавшееся девственными водами. Индейцы арикара верили, что люди, животные и растения произошли от двух пауков, живших под землёй. В мифе индейцев зуньи божественные близнецы выводят людей из-под земли на поверхность в центре мира. У амазонских индейцев бинава творец Инапирикули выводит людей из ям в земле у порогов на реке Айяри. – См.: Ершова Г. Фрай Диего де Ланда. Древние майя: уйти, чтобы вернуться. М. 2000, стр. 285; Питалев М. Космогония Америки. М. 2018, стр. 200, 233, 304, 309, 354. Платон в “Протагоре” передаёт миф о том, как боги образовали смертных в земной утробе, а затем вывели их наружу, снабдив их различными талантами. – См.: Платон. Полное собрание сочинений. М. 2018, стр. 584. Другое дело, что сам этот хтонический мир не обязательно размещать где-то в недрах земли. На проблему можно взглянуть и с точки зрения географических реалий. Этот мир мог располагаться, скажем, на западе (от любого наблюдателя) – там, куда заходит Солнце, или вообще за горизонтом, как это представляли древние арии или египтяне. Возможно, полемизируя с западной локализацией Рая, где сообразно верованиям кельтов, греков (и, вероятно, египтян) расположены “острова блаженных”, или с северной, как считали древние арии, окончательная редакция Торы настаивает на восточном местоположении Эдема (Быт 2:8,3:24). Таким образом, теория восточной локализации приобретает в Библии внеисторичный полемический тон, будучи намеренной инверсией первоначальной традиции.

[3] Блаватская Е. Тайная доктрина. Т. 1. Космогенезис. Часть 2-3. Эволюция символизма. Оккультная и современная наука. Л. 1991, стр. 53.

[4] Цит. по: Гордон С. До Библии. Общая предыстория греческой и еврейской культуры. М. 2011, стр. 190.

[5] В LXX в указанных стихах нет слов “осенять” или “осеняющий” (ἐπισκιάζω). В церковно-славянском переводе и переводе Юнгерова причастие “осеняющий” появилось, по-видимому, из Вульгаты: cherub protegens.

[6] Перевод “пламенного” неточен. В данном случае слово להט ‘пламенный’ служит эвфемизмом сверкающей остроты.

[7] Гаруда описывается в облике человекоподобного орнитоморфа с головой орла. У Иезекииля одно из лиц керубов орлиное (Иез 1:10).

[8] Махабхарата. Адипарва. Кн. 1. СПб. 2006, стр. 101-102.

[9] Согласно гностику Василиду, от исшедших из Единого Нерождённого Отца высших ангелов, создавших первое небо, получили бытие другие ангелы, которые создали все остальные небеса, и так по порядку; равно и вся “видимая тварь приведена в бытие ангелами, пребывающими на сём ближайшем к нам небе, и силою, которая на сём же небе”. – Епифаний Кипрский. Панарион. Пер. Р. Хазарзара. / XIV. Против Василида.

[10] Слова оригинала “от множества торговли твоей”, которые мы здесь пропускаем, относятся к царю Тира.

[11] В оригинале здесь вставлены слова “неправедной торговлей”, что должно быть тоже отнесено к царю Тирскому.

[12] См.: Орлов А., проф. Подобие небес. Азазель, Сатанаил и Левиафан в иудейской апокалиптике. М. 2016, стр. 325, 328-329.

[13] Текст: Адапа. II фрагмент. – Цит. по.: Кленгель-Брандт Э. Древний Вавилон. Смоленск. 2001, стр. 325; Ассиро-вавилонский эпос. Переводы В. К. Шилейко. СПб. 2007, стр. 119-125.

[14] Цит. по: Грейвс Р., Патай Р. Иудейские мифы книги Бытия. М. 2002, стр. 25.

[15] Понятно, что в дальнейшем пророческие книги, согласно устоявшейся традиции, под элохим имели ввиду Бога.

[16] Тот же корень положен в основу слов цифа (ṣép̄a‘ – ‘змея’, Ис 14:29) и шефифон (šǝp̄îp̄ōn – ‘аспид’, Быт 49:17), т. е. Цефану имеет также значение змеиной горы. Понятие севера связано с созвездием Дракона, господствующим на северном небе в точке полюса.

[17] Гордон С. Указ. соч., стр. 199-203.

[18] Там же, стр. 187.

[19] Там же, стр. 207-208.

[20] Плутарх. Исида и Осирис. Киев. 1996, стр. 30.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s