Текстология четвертого Евангелия

Сравнительная текстология и реконструкция Евангелия «возлюбленного ученика»

Первичный слой и позднейшие иудаизирующие искажения

2015,2020 © Л. Л. Гифес
[при репостах ссылка на этот ресурс обязательна]

Книга расследует одну из наиболее масштабных фальсификаций в истории Церкви – подмену авторства четвёртого Евангелия Нового Завета и его последующие искажения иудействующими в ходе создания окончательной «канонической» редакции. Роль Марии Магдалины расценивается как подлинного автора четвёртого Евангелия и лица, во многом повлиявшего на формирование христианской европейской культуры. Повышенное внимание автор уделяет выявлению индоиранских и египетских корней христианства, а также его происхождению от враждебной иудаизму гностической секты крестителей, известной под названием «назореи».

ankh

О Г Л А В Л Е Н И Е

Особенности Евангелия «возлюбленного ученика» в их соотношении с синоптиками

Что говорит иудеохристианская традиция об авторстве

Проблемы датировки

Подлинный автор: кем же был «возлюбленный ученик»?

Эфес – место происхождения четвёртого Евангелия. Подмена авторства

Кому было адресовано четвёртое Евангелие?

Брак в Кане Галилейской и ритуальный «священный брак» в Вифании как этапы восхождения Иисуса Христа к небесной славе

«Особая печать» четвёртого Евангелия

Антииудейский слой

Иностранец в чужой стране / Сын Божий — не потомок Авраама / Хлеб жизни и евхаристия / «Языческие» источники учения о Логосе / Закон и благодать / Дети Дьявола / Хронология Тайной Вечери и Пейсаха / Первичность «антииудейского» слоя

Иудаизирующий слой

Спор с иудеями об их происхождении / Родина Иисуса и место крещений Иоанна / Первое чудо в Кане / Беседа с самарянкой / Многочисленные паломничества в Иерусалим. Нарушения хронологии / Миссия Иоанна Крестителя и «назореи» / Беседа с Никодимом / Воскрешение Лазаря / Въезд в Иерусалим

Другие разночтения и особенности

Арест Иисуса / Допрос у Анны / Суд у Пилата / Казнь Иисуса / Воскресение Иисуса и его явления ученикам

Заключение

Скачать книгу одним файлом (PDF)

*   *   *

Так называемое “Евангелие от Иоанна” – а в действительности анонимное произведение нескольких авторов, один из которых засвидетельствовал о себе в Ин 21:24 как “возлюбленном ученике” – носит следы иудейских интерполяций в гораздо большем объёме, нежели это имеет место в синоптической традиции. Но, с другой стороны, в нём наиболее контрастно выражена антииудейская направленность, которую официальные теологи стараются всячески затушевать. Между обеими традициями – синоптической и иоанновской – существует принципиальная разница: события, имеющие текстовые параллели, в четвёртом Евангелии поданы, как правило, или совершенно иначе, или обрастают множеством таких дополнительных подробностей, которые синоптикам были совершенно неизвестны. Кроме того, иоанновский материал имеет большое количество уникальных исторических, теологических, культурологических и хронологических черт, которые заставляют признать тот факт, что он создавался в контексте противостояния или спора с теми, кого можно условно назвать “общиной синоптических Евангелий”. Это Евангелие считается “духовным”, “Евангелием любви”, “Евангелием веры” и т. п., но я бы провёл другое сравнение: оно обладает тем же статусом среди синоптиков, что и весь Новый Завет по отношению к Ветхому – в качестве оппозиции иудейской религии. Оно призвано дать “более возвышенное” представление об Иисусе Христе, нежели предложили другие евангелисты. По словам Климента Александрийского, знаменитого богослова II-III вв., сие “духовное Евангелие” было написано по причине того, что предшествующие авторы “возвестили лишь о телесном”. Это, так сказать, Новый Завет в Новом Завете, или Евангелие в Евангелии – так можно охарактеризовать данное произведение. Можно сказать и больше. По отношению к синоптикам “Евангелие от Иоанна” является своего рода ересью (как, собственно, и иудеи воспринимают всё христианское учение, формально не отвергающее, но полностью устраняющее ветхозаветный иудаизм). С другой стороны, в самом иоанновском материале можно четко обозначить две традиции, остро противостоящие друг другу – иудействующую и антииудейскую.

По ходу исследования мы снова поднимем вопросы об авторстве, времени создания и окончательной кодификации, а также разберём важнейшие особенности рассматриваемого памятника священной христианской письменности. Мои выводы не будут ортодоксальными, но критическими, а местами даже гиперкритическими, и в достаточной мере оригинальными, основанными на собственном изучении, а не на бездумном списывании с неких “авторитетов”. Важна логическая связь между всеми выводами и их взаимоотношение между собой. Только так в полной мере можно реализовать “научный подход” в работе. Мы будем заниматься не просто поиском внутренних несогласий или противоречий с синоптиками, но определять их характер и цели. Будем рассуждать о том, о чем не хотят говорить иудеохристианские “традиционалисты”, несмотря на то что моя аргументация, как говорится, “лежит на поверхности”, но которую в упор не желают видеть или всячески стремятся замолчать сторонники “общепринятой” позиции. Эта книга посвящена не только мифологическому, религиоведческому и текстологическому анализу. Много места в ней будет уделено главному персонажу – таинственной личности Марии Магдалины, присутствие и дух которой чувствуется буквально в каждой строчке рассматриваемого Евангелия. Подавляющее большинство введений в проблематику четвёртого Евангелия это очень скучное и унылое чтиво, потому что все они игнорируют важные источники и свидетельства, боясь “слишком смелых” решений. В этом вы убедитесь, сравнив их с моим исследованием, дающим совсем иную, но всё же более обоснованную картину.

 

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s