Ангелы Библии – боги языческой мифологии

На вышеприведённых и иных примерах мы можем видеть, что “ангелы” и “Яхве” имеют самое прямое отношение к тем, кого Библия именует элохим – это одна и та же раса. Из сего станет понятно, что “ангелы” левитской традиции суть “боги” языческой мифологии, и именно им приписываются в Библии творческие функции, как и в мифологии народов, верования которых считаются политеистическими. Мы можем понять и усвоить, кто именно скрывается за ангелами, которые во множестве появляются в пророческих писаниях, книге Еноха, апокрифах и Новом Завете. Несомненно, они те, кого все народы называли “богами” и поклонялись им. И самое занимательное, что евреи не были исключением в этом ряду, поскольку в дореформенном иудаизме именно боги считались творцами мира. Но у этой архаической еврейской религии существовало принципиальное отличие от языческих верований. Если все народы наряду с богами почитали еще и Единого Бога, который признавался Творцом мира, богов и людей и Высшим Правителем, то у евреев на ранней стадии формирования иудаизма Бога как высшего Создателя и Космократора не было совсем.

Такие часто встречающиеся в Танахе выражения, как ’ēl ’ĕˌlōhîm (“Бог богов”), или провозглашение превосходства Яхве над “всеми богами”, имплицитно подразумевающие их реальное существование (Исх 18:11, Втор 10:17, И Нав 22:22, 1 Пар 16:25, 2 Пар 2:5, Пс 49/50:1, 94/95:3, 95/96:4, 96/97:9, 135/136:2; Дан 2:47, 11:36), свидетельствуют в пользу версии отождествления этих богов с теми, кого Библия именует ангелами (mal´ākîm). Попытка теологов-библеистов представить эти места всего лишь метафорами монотеистической доктрины выглядит натяжкой. Особенно впечатляет такое место:

Бог (’ēl) стал в сонме богов, посреди богов рассудил (Пс 81/82:1).

Яхве, которого евреи слили с ханаанским Элом, оказывается, посещает некие “сборища богов”, где чинит среди них суд. Что это за собрания, повествует книга Иова:

И был день, когда пришли сыновья богов (bǝnê hā ’ĕlōhîm) предстать пред Яхве; между ними пришёл и Сатана (Иов 1:6, 2:1)[1].

Когда Бог “полагал основания Земли” и был утверждён “краеугольный камень её”, то при этом творческом акте Господа “совокупно ликовали утренние звёзды и все сыновья богов восклицали от радости” (Иов 38:7). Сыновьями богов здесь недвусмысленно называются ангелы, поскольку в библейской парадигме только ангелы могли созерцать момент зарождения земного мира. Такой вывод усиливается тем, что Септуагинта в этих местах даёт чтение: ἄγγελοι τοῦ θεοῦ (“ангелы Божьи”).

Воздайте Яхве, сыновья богов (bǝnê ’ēlîm), воздайте Яхве славу и силу (Пс 28/29:1).

Эти же сыновья богов тождественны богам (языческим богам древних мифов) соответственно указанию Пс 81/82:6

Я сказал: вы – боги, и сыновья Всевышнего – все вы.

В Пс 44:8/45:7 говорится о помазании “богов богами” (mǝšāḥă-ḵā ’ĕlōhîm ´ĕlōhey-ḵā) больше, чем других “сотоварищей” (ḥăḇērey). Если под элохим разуметь Яхве, что и имеется ввиду, то непонятно, что за “сотоварищи” были у Бога Единого, если реальное существование других богов евреями категорически отрицалось?

Убедительной иллюстрацией тому, что в ранних левитских редакциях Торы признавалось реальное существование языческих богов, может служить эпизод в Исх 7, в котором описано прение Моисея с египетскими мудрецами и чародеями. В распоряжении египетских магов оказываются жезлы (maṭṭeh), которые по своей функциональности и возможностям представляли собой аналоги или даже точные копии жезла, вручённого Яхве Моисею. Спрашивается, откуда египетские чародеи могли взять подобные жезлы, если только Яхве, как единственному в глазах евреев “Богу Всемогущему”, принадлежит прерогатива даровать их исключительно своим избранникам? Вывод напрашивается сам собой – египетские чародеи получили эти жезлы от элохим, т. е. от других богов, а именно – от богов Египта, с которыми соперничал бог Израиля, скрывающийся в левитских писаниях за табуированной кодовой аббревиатурой yhwh. Когда Моисей и Аарон с помощью этих жезлов продемонстрировали “чудеса” перед фараоном и его двором, это ни у кого не вызвало особенного удивления. Египетские волхвы обладали теми же самыми полифункциональными устройствами, умеющими превращаться в змеев и производить другие знамения. Каждый раз “волхвы египетские чарами своими делали то же” (Исх 7:11,22; 8:7,18). В контексте монотеистической теории логичнее было бы допустить прение сторон совсем в другом свете: Моисей и Аарон приносят магические жезлы, демонстрируют никем доселе невиданные чудеса и психологически обескураживают фараона и всю его свиту. Однако фокусы пророков Яхве оказались вполне заурядным явлением. Они, прямо скажем, никого не впечатлили.

Победа Яхве в этом магическом соревнования – это всего лишь демонстрация силы, но отнюдь не презентация уникальных способов мистического противостояния. Это не отрицание существования других богов, а скорее – подтверждение. Их могущество тоже действенно и эффективно, значит они не являются “ничтожными” или простыми “идолами”.

Данные высокотехнологичные устройства, которыми владела раса элохим, изображены на стенах египетских храмов в руках богов и фараонов.

Змеиные жезлы Тота. Изображение из храма Абидоса.
Головы змеев представляют собой головы Осириса и его сына Гора
.
Изображения жезлов из того же храма в Абидосе,
по которым можно сделать вывод об их техногенных свойствах

В славянском фольклоре сохранились известия о мече-кладенце – чудесном оружии, наделённом чертами оборотня (превращается в змея) и носящем название “Аспид-змей”[2].

В преданиях колумбийских индейцев паэс говорится о священном оружии, которое один из братьев (в близнечном мифе) по имени Льиван (очень похоже на Левиафан) использовал при нападении людоедов пихао. Это оружие лежало в горшке в виде зелёной змеи, но в руках посвящённого оно превращалось в копьеметалку[3].

Израильтяне эпохи Судей признавали право других богов владеть странами и народами, которые им принадлежат:

Не владеешь ли ты тем, что дал тебе Кемош, бог твой? И мы владеем всем тем, что дал нам в наследие Яхве, Бог наш (Суд 11:24).

И это становится уже совсем интересно, поскольку в древнем мире среди народов существовало поверье, что между богами имеется строгий паритет. Он заключается в том, что боги взяли себе в покровительство определённую территорию и народ, на ней проживающий. Вот что сказано об этом в диалоге Платона “Критий”:

“Как известно, боги поделили между собой по жребию все страны земли. Сделали они это без распрей… Получив по праву жребия желанную долю, каждый из богов обосновался в своей стране; обосновавшись же, они принялись пестовать нас, своё достояние и питомцев, как пастухи пестуют стадо. Но если эти последние воздействуют на тела телесным насилием и пасут скот посредством бича, то боги избрали как бы место кормчего, откуда удобнее всего направлять послушное живое существо, и действовали убеждением, словно рулём души, как им подсказывал их замысел. Так они правили всем родом смертных”[4].

Данная платоновская модель взаимоотношений богов и людей была перенесена и в Библию. Так, во Втор 32:8 говорится:

Когда Всевышний (‘elyôn) давал уделы народам и распространял сынов Адама, тогда поставил пределы народов по числу сынов Божьих.

В таком чтении этот текст дошёл до нас лишь в некоторых рукописях Септуагинты, а также в кумранских свитках[5]. Редакторы всякий раз исправляли его, изменяя “сынов Божьих” (bǝnê hā ’ĕlōhîm) на “ангелов Божьих”, а в масоретской версии, которой следует большинство современных изданий Библии, в т. ч. синодальный перевод, поставили и вовсе “сынов Израилевых”, что выглядит совсем уж неадекватно. Ведь народов и стран всё-таки гораздо больше, чем еврейских колен. Понятное дело, что таким способом иудейские и иудеохристианские справщики хотели устранить “соблазн многобожия”, поскольку иудеи не принимали утверждение, что языческие боги народов – это “сыны Бога”, а иудеохристиане считали, что такой Сын был “единственным”. Но оригинал неумолим, он отражает языческое представление о богах, каждому из которых Всевышний дал право владеть своим народом и своей территорией, “взятой в жребий”. В таком случае сам Яхве оказывается одним из национальных божеств, а не Всевышним. Аналогичным образом в Дан 10:13,20 упоминаются противоборствующие архангелу Михаилу “князь царства Персидского” (śar pāras) и “князь Греции” (śar yāwān) – сущности ангельской природы, соответственно – Ахура Мазда и Зевс. Самое важное здесь то, что и Михаил назван “одним из первых князей” (’aḥaḏ ha śārîm hā ri’šōnîm), т. е. он такой же śar или ἄρχων своего народа, как и названные верховные божества для персов и греков. Не случайно на древнееврейском слово ангел – mal’aḵ (מלאך) имеет ту же корневую основу, что и méleḵ (מלך) – ‘царь’. Ангелы – это цари народов, их боги, подобные Яхве, царю Израиля. И таковыми они воспринимались в дореформенном (домонотеистическом) иудаизме.

Гностические писатели знали о подлинной природе Яхве, а также о том, что ангелы некогда поделили созданный ими мир. По свидетельству Иринея, гностик Василид отказывался признавать божество евреев Богом, утверждая, что он – один из ангелов, “которые обитают на последнем небе – том, которое мы видим”. Эти ангелы, как говорил Василид,

“создали этот мир и разделили между собой землю и власть над народами. Главным среди них был тот ангел, который правил иудеями. И когда он захотел подчинить власти своего народа все остальные, другие ангелы восстали против него и настроили против евреев все остальные нации”[6].

Так Василид, по-видимому, объяснял место из Пс 2:2, где слово םלכי следует огласовать как mal’ăḵê и прочесть – ‘ангелы’:

Восстали ангелы Земли, и князья (ἄρχοντες) устроили вместе заговор против Яхве и его Мессии.

По свидетельству Епифания,

“Саторнил… подобно Менандру возвещал, что мир сотворён ангелами; но неведом Единый Отец, и Он создал силы, начала и власти, ангелы же отдельны от всевышней силы, какие-то семь из них создали мир и то, что в мире; мир по разделу составляет долю каждого ангела”[7].

Действительно, в дальнейшем национального провинциального ангела еврейского народа левитам понадобилось превратить в главное всемирное Божество с универсальными чертами космократора-миродержца, в зависимости у которого находились прочие народы и их боги. Так Яхве стал “Богом богов”, к которому на суд приходят “сыновья Божьи” – низшие (подчинённые) языческие божества народов, чтобы давать перед ним отчёты и выполнять поручения. Такое перераспределение ролей случилось из-за того, что евреи не захотели больше считаться с враждебными культурами как равными своей. Заимствовав у них саму идею монотеизма, они превратили её в манифестацию собственного превосходства. Все боги язычников – сыновья Единого, а поскольку Бог может быть только один, то и прерогатива называться Богом принадлежит лишь богу Израиля. Остальные – не более чем его посланники или “вестники” Его воли – ἄγγελοι. С течением времени возобладала еще более радикальная концепция, согласно которой боги народов есть “ничто”, их не существует, это мёртвые идолы, всего лишь – дело рук человеческих (1 Пар 16:26, Пс 96:5, 115:4, Ис 44:9). Соответственно этому развитию богословской мысли у древних евреев, в Библии сохранились оба представления о природе богов, а Септуагинта предлагает еще и третье: “все боги народов – бесы (δαιμόνια)”.

Таким образом, на протяжении истории у евреев не сложилось твёрдого взгляда на природу богов. Сначала евреи не выходили за рамки обычного грубого политеизма – почитания элохим. Потом, глядя на устройство языческих пантеонов, полагали, что хотя боги народов реально существуют, они могут считаться не более чем сыновьями Яхве, который сильнее и могущественнее их, он – глава их сонма, боги приходят к нему на совещания. Затем языческие боги были низведены еврейскими жрецами до уровня истуканов из дерева и камня, они – всего лишь выдумка людей, а Яхве – единственный “Живой” Бог. Наконец, еще одно мнение – в период создания развитой ангелологии и демонологии – остановилось на мысли, что божества других народов то ли являются ангелами (их “князьями”)[8], то ли демонами. Мы можем наблюдать, как эволюционировали взгляды левитов, пророков и мудрецов Израиля соответственно новым теологическим запросам при определении природы и статуса Яхве в космической иерархии. В межзаветную эпоху в разных течениях иудаизма на этот счёт возобладала своя точка зрения.

В первых главах книги Бытия нет указания на сотворение ангелов, а также отсутствует рассказ о падении Денницы. Причина этого видится в одном: из ханаанского космогонического материала, который использовали левиты, в ходе монотеистической реформы были изъяты главы о теогонии – происхождении богов, поскольку они не вписывались в новые прогрессивные представления о Едином Боге. Боги предстают в Быт 1:1-31 (источник E) в уже “готовом” виде, причем под своим собственным именем ’ĕlōhîm, которое левиты тоже переосмыслили в духе монотеизма, оставив при этом нетронутой саму архаическую форму термина. Неудивительно, что ангелы как бы полностью исчезают из начальных глав Библии, в то время как здесь им, казалось бы, самое место. Создание всех живых существ, даже “гадов ползучих”, описано подробно, но сотворению ангелов не нашлось места в книге Бытия. Как же так? Очень просто: элохим – это и есть те самые ангелы, у которых была своя история, к сожалению, утраченная, но сохранённая израильскими пророками в неясных обрывках. Имена этих богов оказались забыты, превратившись на страницах еврейской Библии в простые абстракции.

Итак, теогонический миф (он же – миф о происхождении[9] ангелов) был просто скрыт “ответственными” редакторами-составителями Торы. И хотя в книге Бытия не указано, в какой момент и откуда появились элохим, зато много сведений о “богах” и их деяниях можно найти в мифах и легендах других народов. К данным источникам и нужно обращаться для выяснения истории этих существ.

[Автор: © Л. Л. Гифес;
© Ариохристианские исследования: https://svardat.wordpress.com
При репостах указание авторства и ссылка на ресурс обязательны]

> В ОГЛАВЛЕНИЕ <


[1] Абиссинско-эфиопский текст этой книги добавляет: “…и Сатана пришёл со своими Братьями”. – Цит. по: Блаватская Е. Тайная доктрина. Т. 1. Космогенезис. Ч. 2-3, стр. 159.

[2] Копычева Т. Указ. соч., стр. 272.

[3] См.: Питалев М. Космогония Америки. Ранние верования индейцев Нового света. М. 2017, стр. 330.

[4] Платон. Сочинения. Т. 3. СПб. 2007, стр. 594.

[5] Тов Э. Текстология Ветхого Завета. М. 2001, стр. 257.

[6] Irinæus, Adv. Hær. I 24,2; I 30,5.

[7] Епифаний Кипрский. Панарион. Пер. Р. Хазарзара. / XXIII. Против Сатурнила.

[8] Эта идея отразилась и в Повести временных лет. В Ипатьевском изводе под 1110 г. сказано: “…тако же ангел приставлен, к которой убо земли да соблюдають, куюжьто землю, аще суть и погани”. – ПСРЛ. Т. 2. М. 1962, стр. 262-263. Об ангелах как попечителях стран и народов говорится в догматическом богословии. См.: Алипий (Кастальский), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995, стр. 187.

[9] Обратим внимание на то, что в Быт 2:4 речь идёт именно о “происхождении” Неба и Земли. Данный термин (tôldôt, γενέσις) – с помощью которого, кстати, озаглавлена в переводе LXX первая книга Библии (слав. “Бытие”) – бесспорно указывает на изначальный теогонический миф, поскольку понятие “происхождения” в еврейском и греческом связано с рождением, генеалогией, родословием, преемством, наследованием, а вовсе не с идеей творения “из ничего”. Причём в указанном стихе 2:4 слово tôldôt имеет явно преимущественное значение перед идеей творения вообще (“вот происхождение Неба и Земли, при сотворении их (букв.: когда они были сотворены)”. Теогония, конечно же, предшествовала сотворению мира, должна была предварять его, являясь необходимой предпосылкой к нему, базовым условием. Сначала Верховный Бог Творец породил богов, или боги зародились в Хаосе, а затем, при непосредственном участии богов, были сотворены Небо и Земля из вечно сущей Космической Первоматерии (Бездны). Подспудно и обрывочно, в виде намёков и сохранившихся остатков подлинного предания, такая модель присутствует в каноническом тексте Шестоднева, если читать его непредвзято, не забивая голову ортодоксальной догматикой.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s