О хронологии творения

Современная наука имеет собственный взгляд на происхождение мира, с одной стороны отказавшись от любых религиозно-мифологических предпосылок, но с другой далеко не в полной мере избавившись от символов и сцен, которые донесли до нас древние предания. Оказалось, что люди со времён незапамятных, наблюдая за природой, смогли опознать в её законах некоторые принципы и закономерности, при помощи которых они с большой долей проницательности нашли ответы на фундаментальные вопросы бытия.

______________________

У Господа один день, как тысяча
лет, и тысяча лет, как один день

2 Пт 3:8

Книга Бытия, как известно, весь период творения ограничивает шестью днями, и многие богословы – как раннехристианские, так и современные – предпочитают объяснять слово “день” как сутки, то есть буквально 24 часа. Всё, что существует, весь видимый и невидимый мир, макро- и микрокосмос, было сотворено Богом за эти краткие промежутки времени, что и свидетельствует о всемогуществе Творца. Однако, если вникнуть в данную идею посерьёзней, остаются некоторые нерешённые недоумения, вносящие диссонанс в сию кажущуюся стройной систему. Пожалуй, главный вопрос – зачем Богу понадобилось разбивать акт творения на шесть равных частей, если Он всемогущ и мог бы создать всё в один момент? Некоторые отцы церкви, как мы видели из ранее приведённых цитат, останавливались именно на таком решении, считая, что описание Моисея есть только приспособление к слуху и понятиям “пользователей”, которые якобы не были способны вместить что-то более сложное. Возможно, это так. Тем не менее и другие религиозно-философские системы настаивали на шести поэтапных периодах творения (пеласгический миф, зороастризм, индийские пураны, даосизм[1]), и в этом смысле Моисей оказывается не оригинален. Сколь бы ни была привлекательна теория мгновенного сотворения, она является лишь плодом теоретизирования, писания же говорят иное. Загонять Творца в рамки нами же созданных схем было бы некорректно. Если Бог всесилен и может всё – то, конечно, Он мог создать мир как мгновенно, так и за несколько отрезков времени. И мы останавливаемся именно на последнем варианте, подтверждаемом эмпирическими данными, а также исходя из того, что само течение времени продуцируется исключительно тварным космосом, тогда как сам его Творец не подчинён никаким его законам, включая закон времени. Поэтому сказать, что Бог сотворил мир мгновенно – это абсолютно равнозначно сотворению за шесть дней или за шесть любых более длительных периодов. Сообразно с этим положением псалмопевец говорит:

пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний (Пс 89/90:5),

или, как ему вторит автор Послания Петра:

у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Пт 3:8).

То, что ясно понимали даже библейские авторы, не хотят уразуметь библейские креационисты, которые настаивают на понимании “дня” как обычных суток в 24 часа. Эти люди думают, что отстаивают букву писания против эволюционизма, но они глубоко заблуждаются, игнорируя другие библейские свидетельства. Некоторые из этих богословов говорят, что евр. yôm (‘день’) никогда не употребляется в Библии в качестве определения периода, а только в значении суток, хотя это не так. Достаточно вспомнить слова Быт 2:17 –

ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь.

Что понимается здесь под “днём”? Если имеются ввиду обычные сутки, тогда Адам должен был умереть в тот же день, когда вкусил запретный плод. Но этого не произошло. Впрочем, экзегеты считают, что тут речь шла якобы о смерти души, после чего началось постепенное тление тела – не мгновенная, а как бы постепенная смерть (смертность). Мы вновь сталкиваемся с попыткой подмены прямого смысла писания толкованием, которое богословы считают более удобным и непротиворечивым для той системы представлений, которую они выработали сами. При этом они отказываются от “буквы”, за которую только что ратовали при объяснении слова “день”. Непоследовательно. А упущено вот что. В Быт гл. 5 приводится хронология жизни допотопных патриархов, начиная с Адама, и все они не дожили до тысячи лет. На это еще и накладывается тот непререкаемый (обоснованный в IV.13) факт, что Адам был сотворён тленным и смертным изначально. Одно из двух – или “Господь” лгал Адаму о том, что в случае вкушения плода Древа Познания он умрёт в тот же день, или его угроза действительно исполнилась, но в “день” протяжённостью в тысячу лет! Да, отрицать версию лжи мы не собираемся, тем более что Керуб, Хранитель Эдема, сказал правду Адаму и Еве:

нет, не умрёте; но зна[ю]т Элохим, что в день, в который вы вкусите их, откроются ваши глаза, и вы будете, как боги, знающими добро и зло (Быт 3:5).

Но составители книги Бытия стремились всеми средствами представить слова Элохим действительно исполнившимися, и именно поэтому ограничили годы жизни допотопных патриархов числом чуть менее 1000 лет: Адам – 930, Сиф – 912, Енос – 905, Каинан – 910, Малелеил – 895, Иаред – 962, Енох – 365 (взят на небо), Мафусал – 969, Ламех – 777[2], Ной – 950. Свою “тысячу” они прожили, но не более. Они умерли в тот же “день”, и никто не смог пересечь условную границу в тысячу лет. А это, как минимум, обосновывает наше понимание термина “день” как периода (“тысячи”), а не как суток в 24 часа. Задача оказалась очень простой, стоит только внимательно прочесть первые главы книги Бытия.

Более того, такое объяснение “дня” творения поразительно совпадает и с другими традициями (они послужили библейской прототипом) – тиррено-пеласгической и зороастрийской, которые шесть периодов творения определяют как тысячелетия.

Собственно, термин “тысяча” разумелся древними евреями просто в смысле какого-то очень большого количества, напр.: “да родятся от тебя тысячи тысяч” (Быт 24:60); выражения типа “тысячи Израилевы” (Чис 1:16, И Нав 22:21 и пр.), “тысячи Иудины” (Мих 5:2) обозначают множество, а не конкретный числовой эквивалент. Это значит, что под “тысячью” мы можем понимать период практически любой большой протяжённости, что уже напрямую отправляет нас к хронологии арийских вед и пуран, оперирующих огромными цифрами в миллионы и даже миллиарды лет мировых циклов. В Древнем Египте “миллионы лет” были синонимом вечной жизни. А мы помним, что в философском осмыслении “для Бога” нет разницы между большими периодами и одним непротяжённым мгновением (мнимой точкой 0), что и выражено в словах “у Господа один день, как тысяча лет…”, поскольку Бог пребывает вне границ времени и пространства, где любая протяжённость времени равна каждой, а каждая равна нулю.

В квантовой механике единица времени – это мгновение, равное бесконечности! Квантовая механика применяет также понятие “мнимого времени” (“перпендикулярного” горизонтальной стреле реального, образуя символический Крест Времени), которое используется для описания модели вселенной. Время не имеет определения, определяется только его течение (хотя неизвестно, что именно “течёт” во времени), причём любое проявление времени начинается в мерах, отличных от нуля. Время есть лишь следствие ощущения в известных условиях, а в действительности его нет, это иллюзия. Мы пребываем всегда только в настоящем; ни прошедшего, ни будущего нет, они – лишь текущее состояние мозга, который фиксирует прошлое в виде воспоминания, а будущее в виде ожидания и предположения (об этом см. VI. 22,c).

Творец всегда находится в мнимой точке 0 (“пустоте” буддистов), где нет движения и течения времени, да и самого пространства. И когда происходят т. н. “акты созидания”, т. е. исхождение божественных воли и энергий вовне, в мир феноменов, они совершаются в этой нулевой точке, ведь время и пространство еще не порождены, и одновременно в бесконечности (они “начали быть”), что и порождает круг Сансары – парадокс времени. Недавние открытия в квантовой физике показали, что нелокальность может быть типична не только для пространства, но и для времени, следовательно, не только будущее зависит от настоящего, но и прошлое от настоящего и будущего, поскольку все события находятся в одном поле логосного Космоса. Экспериментально подтверждено, что измеряемые частицы могут влиять на “прошлое” поведение других частиц[3], а значит “будущее должно быть способно влиять на настоящее так же, как это делает прошлое”[4]. Нелокальность материи и времени может прояснить, по каким законам пространственно-временного континуума пророки и ясновидящие способны прозревать будущее и проникать в прошлое – по сути, до известной степени, попадая во временные потоки – сводить стрелу времени к одной точке 0, из которой обозревается всё, что было, есть и будет. Всего этого не знали и не понимали св. отцы церкви, потому что их познания были ограничены развитием науки их времени, а откровений от Бога они, очевидно, не получали вообще никаких! Но кое о чём всё же догадывались.

Так, Августин (О книге Бытия, X), например, недоумевал по поводу слов “и был вечер, и было утро…”, сопровождавших дни творения. Поскольку Земля является шаром, то всегда с одной её стороны ночь, а с другой день. Следовательно, в масштабах всей Земли нет вечеров и утр, а они наступают только для ограниченного наблюдателя, находящегося в определённой точке планеты. Но мог ли таким ограниченным наблюдателем быть Бог?

“Не поместим же мы Бога, – пишет Августин, – в какую-то только одну часть мира, чтобы у Него был, скажем, только вечер, тогда как в других частях в то же время есть и утро, и день, и ночь!”[5]

Конечно, выражение “и был вечер, и было утро…” можно списать на литературный приём, с помощью которого бытописатель хотел продвинуть мысль о дне как обычных сутках. Однако мы теперь понимаем, что автор (авторы) книги Бытия проводит в ней совсем иную мысль – что день тождествен тысяче лет. Или у Торы были разные редакторы, которые не смогли согласовать данные источников, отчего и возникали противоречия (а это подрывает авторитет всего Пятикнижия). Одним словом, тот, кто хотел обосновать теорию “дня-суток”, не брал во внимание тему смерти “в тот же день” (что получило своё развитие в количестве лет жизни патриархов) и заодно считал, что Земля плоская (евреи именно так и верили! – см. III. 12,a); или наоборот – тот, кто являлся сторонником теории “дня-тысячелетия”, не учёл стихов о наступлении вечеров и утр как времён суток. Очередная незадача.

Св. отцы были не так однозначны в толковании слова “день”, как это пытаются представить православные креационисты. Да, большинство из них применительно к Шестодневу остановилось на мысли о земных сутках, но так думали не все. В частности, Василий Великий, ссылаясь на заголовок Пс 6 “О восьмом” (присутствует в пер. LXX), указывал на

“невечерний, не имеющий преемства и нескончаемый день, который у псалмопевца назван осьмым, потому что он находится вне сего седмеричного времени. Посему назовёшь ли его днём или веком, выразишь одно и то же понятие”[6].

Следовательно, слово “день” ничто не обязывает трактовать в буквальном смысле. Оно может значит целый “век”. Тем более, что Василий Великий именно так и толкует слова о “дне первом”[7] (Быт 1:5), который в его понимании тождествен единому восьмому дню-веку[8]. И когда каппадокийский иерарх всё же останавливается на концепции суток в отношении других дней творения, то просто противоречит сам себе.

О том же мы читаем у Бéды Достопочтенного, который на наглядных примерах показывает:

“Св. Писание пользуется словом день для обозначения времени вообще, подобно тому как и апостол, говоря: “Вот, теперь день спасения” (2 Кор 6:2), не хочет этим определить какого-нибудь специального дня, но обозначает всё время настоящей жизни… Пророк также не говорит о каком-нибудь особом дне, но о великом времени божественной благодати в следующем месте: “В день тот глухие услышат слова этой книги” (Ис 29:18)”[9].

Ориген, один из самых просвещённых богословов поздней античности, писал:

“Какой человек, одарённый здравым смыслом, будет думать, что мог быть первый, второй, третий день, вечер и утро – без Солнца, Луны и звёзд?”

Действительно, это так, поскольку небесные светила сотворены лишь в “день четвёртый”. Но, видно, это доходит не до всех. Здравый смысл доступен не многим, если с древности и доныне теологии продолжают настаивать на шести сутках творения. Аргумент Оригена не приняли, как и его самого несправедливо обвинили в ересях. Если нечего возразить, остаётся только полить грязью оппонента и анафематствовать. Тем не менее хотелось бы закончить поднятую тему на позитивной ноте цитатой из православного проф. В. И. Несмелова, который считал, что в сотнях тысяч лет, которые следуют из геологических и астрономических расчётов (а также из арийских вед и пуран – добавим мы),

нет ничего невероятного; во всяком случае, в них нет решительно ничего такого, что бы стояло в действительном противоречии с подлинной догмой библейского вероучения”[10].

*     *     *

Хронографическая терминология Библии явно восходит к ариоведийской культуре. День творения Шестоднева обретает параллель в кальпе, которая состоит из “дня” и “ночи” Брахмы. Соответственно, утром, после того как Брахма просыпается, начинается акт “пробуждения вселенной”, т. е. творение, а вечером – акт “погружения в сон”, т. е. разрушение мира (Ману-самхита I. 52,57). Шестоднев левитов ставит особый акцент на “утре” и “вечере” в “днях” творения. Судя по тому, что левиты не объясняют, к чему именно они упоминают эти “утра” и “вечера” (кроме того, что это рубежи “дня”), становится ясно, что имеет место вторичное и бессмысленное заимствование евреями мифологем другой языческой культуры, в которых легко узнаётся их значение, а не наоборот языческие народы якобы что-то перенимали у евреев.

В индуистской мифологии день Бога равен тысяче юг (маха-юг):

“День Брахмы ограничен тысячью юг” (Бхагавад-гита VIII, 17).

Ману-самхита:

“Сумма тысячи божественных веков – один день Брахмы… святой день Брахмы оканчивается по [прошествии] тысячи веков”[11].

Мокшадхарма:

“Двенадцать тысяч (человеческих юг) называются (божественной югой), так вещие знают, а тысяча таких юг называется днём Брахмы” (Шантипарва, гл. 231)[12].

Согласно Вишну-пуране, один день Брахмы соответствует тысяче маха-югам[13].

А вот что говорит буддийский философ Васубандху в Абхидхарме:

“То, что у людей сто лет, у богов группы тридцати трёх – одни сутки. Продолжительность их жизни – тысяча лет, считая на такие сутки”[14].

Эта концепция времени древних ариев в пропорции 1:1000 воспроизводится в Пс 89/90:5 и 2 Пт 3:8.

По традиционной брахманской хронологии, зафиксированной в пуранах, “день Брахмы” определён в 4,320 млрд лет. Он включает 14 манвантар (“периодов Ману”) по ~308,570 млн лет. Утверждается, что в настоящее время мы живём в период седьмой манвантары Шраддхадевы (Вайвасваты) Ману, после последней пралайи (“уничтожения”, букв. ‘растворение, погружение’). Интересно, что с момента образования Земли путём аккреции из протопланетного диска (дискообразной массы газа и пыли), согласно данным современной науки, прошло 4,567 млрд лет. Это оказывается довольно близко к пураническому дню Брахмы. Но поскольку кальпа, как выше было сказано, насчитывает 14 манвантар, то это значит, что, находясь в седьмой манвантаре, где-то в самом её начале (Шримад-бхагаватам. Песнь 8, 24; 9, 1), мы прошли менее половины дня Брахмы, не достигнув даже 2 млрд лет (~1,850 млрд лет, а по данным Б. Г. Тилака – 1,972)[15]. Именно такой была первоначальная оценка возраста вселенной, сделанная американским астрономом Эдвином Хабблом, открывшим расширение вселенной – 1,8 млрд лет! (что, кстати, моментально ввело дарвинистов в ступор, ибо времени для макроэволюции не хватало никак)[16]. Каждая манвантара завершается частичным разрушением мира (малой пралайей) через потоп. В нашей кальпе, называемой Швета-вараха-кальпой (“кальпой белого Вепря”)[17], следовательно, прошло уже шесть закончившихся глобальной катастрофой эпох – ровно столько, сколько периодов творения исчисляет книга Бытия, шесть “дней”. И именно шесть крупных катаклизмов, завершившихся массовым вымиранием видов, произошло в истории Земли по данным палеонтологов[18]. Если это совпадение, то само по себе весьма знаменательное.

Тем не менее религиоведческая литература чаще всего оперирует традиционной брахманистской хронологией совершенно бездумно и не критически, игнорируя существующие разночтения в древних текстах.

Какова же реальная хронологическая шкала согласно древнеарийскому преданию?

Как мы уже знаем из вед, каждая новая манвантара вступает в свои права после разрушительного мирового катаклизма. С помощью даты последнего потопа мы сможем определить, с какого времени началась по крайней мере наша текущая манвантара. Также из арийских писаний известно, что день Брахмы составляет 1000 маха-юг, а каждая такая маха-юга содержит четыре эры малых юг. Они называются: крита (сатья), трета, двапара и кали. Общая продолжительность этих малых юг исчисляется по-разному – в “годах дэвов” или в “годах людей”. Если считать в годах людей, то мы получаем их продолжительность в 4,320 млн лет, но в годах дэвов – это всего 12 тыс. лет, или по другому счёту, согласно указанию Атхарваведы[19], – 10 тыс. лет (без вставленных позже дополнений промежуточных между малыми югами лет, называемых сандхья[20]). Существуют весьма обоснованные подозрения, что “годы дэвов” отражают просто старый метод счёта обычных человеческих лет. Сами базовые принципы исчислений брахманы трогать не смели.

Как мы покажем далее, последний потоп произошёл в астрономическую эру Льва (10966-8830 гг. до н. э.), с чем согласен Бал Гангадхар Тилак, указывая на связанные с этим событием в диапазоне 10-8 тыс. до н. э. конец последнего оледенения и, соответственно, начало нового межледниковья[21]. Араньякапарва чётко указывает на то, что крита-юга наступила после потопа, а Ману-смрити и Махабхарата дают понять, что

“кали-юга уже началась в их века” и “должна была закончиться к началу христианской эры[22].

Мы не ошибёмся, если скажем, что наступление следующей крита-юги ознаменовало великое событие рождества Иисуса Христа, оставшееся вне поля зрения индийских учёных.

Что же произошло с периодизацией? Об этом нам подробно сообщает Бал Гангадхар Тилак:

“Авторы текстов пуран, многие из которых, как представляется, жили и писали в первые века нашей эры, не хотели верить, что кали-юга уже прошла и что они живут во времена крита-юги, открывающей новую маха-югу: ведь она, по их убеждениям, была золотым веком, тогда как в годы их жизни повсеместно проявлялись знаки вымирания и распада. Поэтому была сделана попытка продлить время кали-юги за счёт превращения 1000 (или 1200) обычных человеческих лет в то же самое количество лет богов, а один год богов равен 360 человеческих лет… т. е. такие 360 лет были умножены на 1200, что дало в результате их число в 432 000”[23].

Сие стало следствием умножения количества лет маха-юги, превращённой из 12.000 обычных лет в 4.320.000, что

“оказывало соответственное влияние на подсчёт лет в манвантарах и кальпах”[24].

Иными словами, мы имеем дело с крупномасштабным подлогом древнеарийской хронологии вед и пуран, которая, однако, подлежит довольно точному восстановлению. Теперь мы можем с уверенностью констатировать, что маха-юга должна длиться 10.000 лет[25], и в соответствие с этим мы получаем продолжительность кальпы в 3,600 млн лет, а длительность манвантары в ~257.000 лет. Если прошло уже шесть манвантар плюс 12.000 лет от последнего потопа, в таком случае дата сотворения мира сводится к значению всего лишь ~1,5 млн лет назад. Таким образом, то, что Библия называет “днём творения”, обнимает собой эру одной манвантары в ~257 тыс. лет. – то самое образно-символическое “тысячелетие” известных космогонических систем. Здесь стоит обратить внимание на то, что если отталкиваться от реформированного варианта кальпы в 3,6 млрд лет[26], то в таком случае мы получаем число лет манвантары, довольно близкое к периоду обращения солнечной системы вокруг галактического центра в 250 млн лет – т. н. “галактический год”[27]. Тоже как будто совпадение.

Действительно ли мы живём в период “золотого века” – вопрос риторический. Всё зависит от нашего понимания и эмпирического восприятия, а также от знания того, как именно должна разворачиваться во времени и пространстве эра крита-юги, равно как и всякой иной юги. Возможно, этот процесс имеет последовательные этапы актуализации (как и кали-юга поделена на несколько периодов[28]) и, быть может, строго очерченные географические ареалы распространения. Почему-то считается, что юги – явление общепланетарного или общечеловеческого характера. Но это неверно. Реализация сакральных циклов, по-видимому, происходит не у всех народов, юги вступают в силу не всегда и не везде. Юга – величина не постоянная и не универсальная. Некоторые варварские народы вообще не выходят из состояния кали-юги, перманентного упадка и разложения. В самых отсталых племенах Африки считают, что Рай находится в Европе, куда дикари даже мечтают попасть после смерти[29]. Христианская эра, соответствующая сатья-юге, началась в Средиземноморье и Европе, но Индия, по наблюдениям самих брахманов, осталась еще в состоянии кали-юги, в связи с чем и возникло недоумение. Для окончательного ответа нужно иметь опыт пребывания в других югах, которым никто из нас не обладает. Мы не знаем точно, какой должна быть та или иная юга (тем более в конкретной маха-юге, каждая из которых не копирует другую), поэтому опираемся на свои собственные умозаключения. Всё познаётся в сравнении. Всё очень субъективно, в том числе касательно “нравов” и их “падения”. Зачастую люди бывают счастливы в полном убожестве и бедствиях, которые им вовсе не кажутся таковыми по причине того, что они или не имеют представлений о лучшей жизни, или вообще не знают о том, как нужно жить. А кому-то роскошь, мир и достаток в тягость. Да и благом люди пользуются не всегда разумно, так что часто обращают себе во зло. Как изрёк Менандр:

Причина главная несчастий у людей –
Чрезмерность блага
[30].

Выглядит, как насмешка, но начало предыдущей “счастливой” юги выпало на период постдилювиальных хаоса и разрухи, когда Земля постепенно приходила в себя от произошедшей мировой катастрофы! Этот хаос и моделировался в обрядах сатурналий и вакханалий в память о бывшем “Золотом веке”, для которого было характерно отсутствие всякого закона и порядка. Титаны считаются богами Золотого века, но в то же время они связаны с Хаосом (как его непосредственные порождения), будучи олицетворением неупорядоченных стихий, дикой первозданности, грубой силы. Но в современных физико-математических построениях хаос рассматривается как порядок иного высшего уровня.

Между двумя известными нам крита-югами, надо признать, мало что общего. Значит и проявляться в конкретных исторических условиях они могут по-разному – так, что мы даже можем не осознавать того, что счастливый век уже вступил в силу.

Так или иначе, крита-юга (она же сатья), в которой мы ныне пребываем согласно представленной здесь исходной ведийской хронологии, сакральному календарю древних ариев, должна продлиться еще не менее двух тысяч лет до наступления трета-юги, когда начнётся постепенная деградация сравнительно с “праведной” и “блаженной” крита-югой.

Важно отметить, что период существования царства Израиля (его основание датируется ок. 1030 г. до н. э.) приходится точно на последнее тысячелетие предыдущей маха-юги, а это значит, что эра Израиля, закончившаяся с разрушением Иерусалимского Храма в I столетии н. э., соответствует всему времени кали-юги продолжительностью в тысячу лет (по принципу установленного древними ришами обратного тетраксиса 4:3:2:1[31] при распределении сроков малых юг в маха-юге), в то время как гонение на Израиль приходится на начало крита-юги и далее, будучи её характерной чертой (вплоть до самого недавнего времени[32]). Кроме того, кали-юга, как правило, мифографами соотносится с “железным веком” Гесиода и Овидия в рамках их периодизации, самым упадочным из всех, который по официально принятой археологами шкале (если не считать ранний железный век) соответствует времени с IX в. до н. э. до I в. н. э. По сути, это та же самая тысяча лет последней кали-юги[33]. Важнейшей вехой в смене эпох соответственно предлагаемой хронологической схеме является начало двапара-юги, которое приходится на конец IV тыс. до н. э.[34], что отражено во многих древних календарях, и отмечает синхронное основание древнейших цивилизаций в Египте, Шумере, Индии, Китае и Центральной Америке. В пределы этой точки укладываются датировки всемирного потопа согласно Септуагинте – 3213 г. до н. э.[35], или по др. расчётам – 3247 г. до н. э.[36] Очевидно, библейские даты были перепутаны, а события смешаны. То, что касалось начала следующей эры в маха-юге, было отнесено к дате потопа. Эпоха Пятого Солнца и пятой расы человечества по календарю майя началась в 3114 г. до н. э. Согласно пуранам, 3102 г. до н. э. – год начала очередной юги, и, судя по всему, именно двапара-юги (принятой впоследствии из-за перерасчётов за кали-югу), которая, по преданию, началась в тот момент, когда Кришна покинул Землю и вернулся в Вайкунтху, вечную обитель Вишну. Эти незначительно разнящиеся между собой даты вряд ли являются простым совпадением, они знаменуют важный рубеж перехода в какую-то новую реальность на священной временнóй шкале. О приблизительном сроке этого перехода было известно жрецам разных культур, что свидетельствует об общем для них источнике сакральных знаний и даже, возможно, общем календаре.

[Автор: © Л. Л. Гифес;
© Ариохристианские исследования: https://svardat.wordpress.com
При репостах указание авторства и ссылка на ресурс обязательны]

> В ОГЛАВЛЕНИЕ <


[1] Конфуцианская система Шао Юна весь космический цикл делит на двенадцать отрезков. Первые шесть – акты созидания, вторые шесть – акты уничтожения. – См.: Буддийский взгляд на мир. Ред. Е. Островская и В. Рудой. СПб. 1994, стр. 258.

[2] Число лет Ламеха не достигает даже 800 и явно выбивается из этого ряда, что можно объяснить тем, что это одно лицо с Ламехом из рода Каина (тем паче, что они оба – сыновья Мафусала), который предположительно был убит (Быт 4:18-24), и именно поэтому он – единственный, кто в ряду патриархов не достиг полноты возраста. Во II томе книги я покажу, что родословие “сифитов” и “каинитов” – это на самом деле два варианта одной и той же генеалогии.

[3] См.: Ланца Р., Берман Б. Биоцентризм. Как жизнь создаёт вселенную. СПб. 2015, стр. 72.

[4] Массер Дж. Нелокальность, стр. 148.

[5] Блаж. Августин. Творения. Т. 2. Теологические трактаты. СПб-Киев. 2000, стр. 326.

[6] Василий Великий. Беседы на Шестоднев. // Творения. Ч. 1. М. 1845, стр. 39.

[7] Честно говоря, мне совершенно непонятны рассуждения о том, что выражение “день один” – это не день первый по счёту, что следует из рассуждения Василия Великого, а также нек. др. отцов и богословов. В др.-евр. оригинале слово ’eḥāḏ значит как ‘первый’, так и ‘один, единый’. Ср., напр., Быт 8:5,13 или Исх 40:17, Лев 23:24, где говорится о первом дне месяца, хотя справедливо и то, что в большинстве таких случаев употребляется слово ראשון ri’šôn. Всё это синонимы, как и в греч. πρῶτος и μία. Поэтому замысловатые оттенки здесь искать ни к чему.

[8] Василий Великий. Беседы на Шестоднев. // Творения. Ч. 1. М. 1845, стр. 39.

[9] Цит. по: Павлович А. Библейская космогония по учению отцов и учителей церкви. // “Странник”. 1898, Ч. V, стр. 46-47.

[10] Несмелов В., проф. Наука о человеке. Т. 2. Казань. 1906, стр. 218.

[11] Законы Ману I, 72,73. – Законы Ману. М. 1960, стр. 27.

[12] Махабхарата. Мокша-дхарма. Пер. Б. Л. Смирнова. Часть 1. М. 2012, стр. 521.

[13] В Вишну-пуране: “Тысяча Великих Веков составляет один День Брахмы”. – Цит. по: Блаватская Е. Тайная доктрина. Т. 1. Космогенезис. Часть 2-3. Эволюция символизма. Оккультная и современная наука. Л. 1991, стр. 88.

[14] Васубандху. Абхидхармакоша. Раздел Третий. Учение о мире. СПб. 1994, стр. 174.

[15] См.: Тилак Б. Г. Арктическая родина ведах. М. 2001, стр. 454.

[16] См.: Каку М. Параллельные миры. М. 2018, стр. 72. В 1920-х гг. прошлого столетия астрономы на основании спектроскопии оценивали возраст Солнца в 10 млн лет, чем тоже вызвали шквал критики со стороны лжеучёных дарвинистов. – См.: Стюарт И. Математика космоса, стр. 270-271.

[17] Она якобы 51-я по счёту в ряду всех “дней” жизни Брахмы, которых всего 100, после чего “потоп” захлёстывает всю вселенную, включая самого Брахму. Исследования Тилака позволили ему отвергнуть вообще такое измерение, как “годы богов” (360 человеческих лет), учёный считал их позднейшим измышлением брахманов, а не аутентичным преданием. – Тилак Б. Г. Указ. соч., стр. 454. Понятие “года богов” может быть связано с особым течением времени на Полюсе, где один день и одна ночь (сутки) имеют протяжение 360-ти суток в других поясах Земли. Тем не менее, несмотря на разное кол-во суток, год остаётся одним и тем же по времени на всей Земле, поэтому увеличение года в 360 раз календарно и астрономически ничем не обосновано.

[18] См.: Кремо М. Деволюция человека. М. 2014, стр. 757. Точнее, их насчитывается пять – ордовикско-силурийское, девонское, пермское, триасово-юрское и мел-палеогеновое, поскольку не берётся в расчёт последний всемирный потоп, который является шестым в этом ряду. Однако в последнее время палеонтологи стали прибавлять к ним еще карнийское вымирание (все датировки условны).

[19] См.: Тилак Б. Г. Указ. соч., стр. 458.

[20] Там же, стр. 456.

[21] Там же, стр. 451, 458.

[22] Там же, стр. 456.

[23] Там же, стр. 456-457.

[24] Там же, стр. 457. Согласно пересчёту, если протяжённость маха-юги 10 тыс. лет, в таком случае “год” Брахмы будет составлять 7 млрд 200 млн лет (учитывая не только “дни”, но и “ночи” Брахмы), а вся “жизнь” Брахмы (т. е. космоса как Его “тела”) имеет срок 720 млрд лет, после чего произойдёт полное уничтожение всего материального мира. После всеобщего уничтожения начинается новая “жизнь” Брахмы (и вселенной), и это повторяется бесконечно. Как уже было замечено, брахманы считают, что мы находимся на 51-м году “жизни” Брахмы, в его 1-м дне, т. е. прошло чуть более 360 млрд лет с начала текущей “жизни” (бытия нашего космоса).

[25] По Гераклиту “Великий год состоит из 10 800 лет” (A 13) – довольно близкое значение. – См.: Рожанский И. Развитие естествознания в эпоху античности. М. 1979, стр. 191.

[26] Данный результат зависит от расчёта маха-юги, исходя из её периода в 10.000 лет (помноженных на 360 человеческих лет), а не в 12.000 лет. В последнем случае выводятся (при том же умножении) классические 4,320 млрд лет “дня Брахмы”.

[27] Значение точно не определено, оно по разным оценкам варьируется от 220 до 250 млн лет, а значит может быть и несколько бóльшим. Современная астрофизика утверждает, что от Большого взрыва до нашего времени условно прошёл ~61 галактический год, а Солнце появилось 18,4 галактических лет назад (скорость вращения вокруг центра галактики, однако, не могла быть постоянной). Кроме этого, существует еще период прохождения Солнцем плоскости галактического экватора. Как известно, наша звезда движется вокруг центра Млечного Пути по орбите, которую можно считать не только круговой. На самом деле Солнце при этом испытывает как радиальные (поскольку движется по спирали), так и вертикальные колебания. В результате последних оно время от времени пересекает плоскость симметрии галактики. Одно такое вертикальное колебание полностью происходит примерно за 50-80 млн лет, когда Солнце, двигаясь волнообразно то вверх, то вниз, проходит один раз за этот отрезок времени через диск галактики, вступая в фазу “галактической синхронизации”. И это тоже, несомненно, важнейшая точка отсчёта в периодизации и смене эр. Предполагалось, что такая “галактическая синхронизация” произойдёт в соответствии с календарём майя 21 декабря 2012 г., когда должна была начаться эра Шестого Солнца.

[28] О них сказано в Брахмавайварта-пуране (IV. 129,49-51), причём второй период трактуется как “вкрапление золотого века” в кали-юге. Последователи Прабхупады считают, что он вот-вот наступит или уже наступил.

[29] См.: Африканское племя считает Европу загробным миром, а всех её жителей – духами; В Африке есть племя пигмеев, которое верит, что человек после смерти попадает в Европу.

[30] Цит. по: Фрагменты ранних стоиков. Т. II, Ч. 2. М. 2002, стр. 238.

[31] О пифагорейским тетраксисе см.: Генон Р. Символы священной науки. М. 1997, стр. 132-138.

[32] На данном отрезке времени ситуация, конечно, изменилась после неблагоприятного для арийской расы исхода II-й Мировой войны. Но нужно понимать, что пока текущий этап составляет мизерную долю в настоящей юге, поэтому слишком рано говорить об общей негативной тенденции или непоправимости сложившегося положения (если срок сатья-юги был определён брахманами правильно). Всё может измениться буквально в одночасье.

[33] Для нас важно то, что наибольший расцвет Римской цивилизации приходится именно на период, начиная с 31 г. до н. э., с царствования Августа, примерно в точке перехода от кали-юги в сатья-югу, в апогее распада, когда и явился Иисус, открыв “золотой век”.

[34] Двапара-юга у ариев – эпоха, в которую люди уже неспособны запоминать веду целиком, поэтому она была разделена на четыре части. Это вполне соответствует эпохе сложения Ригведы и, следовательно, отделению других вед во II тыс. до н. э., т. е. еще до наступления следующей кали-юги, начавшейся с I тыс. до н. э.

[35] См.: Кондратов А. Великий потоп. Мифы и реальность. М. 1984.

[36] Wiki/Библейская хронология. Феофил Антиохийский – 3273 г.; Климент Александрийский – 3441 г.; Юлий Африкан и Ипполит – 3259 г.; Псевдо-Киприан – 3138 г.; Евсевий (и Иероним?) – 2958 г. до н. э. – См.: Кузенков П. Христианские хронологические системы. М. 2015, стр. 57, 59-61, 77, 89, 97, 99 (на этой странице сразу две ошибки: вместо 5542 и 5541 следует читать 2242 и 2241 соответственно), 104, 112. Все указанные церковные писатели исходили из даты потопа по Септуагинте – 2242 г. от Адама.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s