Вселенная как голограмма

В арийских ведах вселенная описывается как мировая иллюзия – майя, созданная Творцом псевдореальность, лишённая подлинного бытия. Одно из значений слова māyā – ‘магия’. Томпсон представляет её как “универсальную систему виртуальной реальности”, функционирование которой зависит от “системного администратора”. В такой иллюзорной вселенной “роль компьютера играет основная энергия, называемая прадханой”, её распространение активизирует Маха-Вишну, который действует как “программист вселенной”. Прадхана создаёт тонкие формы энергии, а они, в свою очередь, продуцируют грубую материю (Бхагавата-пурана 3.26,1-72), но субстанция обеих относительна[1].

Как описывается данное явлением языком физики?

В мировом бестселлере Майкла К. Талбота “The Holographic Universe”[2] вселенная представлена как система, работающая по принципу голограммы. В основу этой работы положены теории двух выдающихся учёных современности – одного из пионеров квантовой физики Дэвида Дж. Бома и известного нейрофизиолога Карла Х. Прибрама. Эти специалисты пришли к выводу, что весь материальный мир не имеет собственной реальности, а является проекцией глубинного уровня мироздания. Многие исследования, расчёты и эксперименты подтверждают, что вселенная представляет собой гигантскую голограмму, в которой любая часть изображения содержит информацию об общей картине бытия, а все её компоненты взаимосвязаны. Имеется немало научных данных, доказывающих, что наш мир и всё, что в нём находится, является всего лишь призрачными картинками-проекциями, спроецированными из некоего иного высшего уровня реальности, который находится за пределами нашего обычного мира и превосходит категории времени и пространства[3]. Данную теорию поддерживает ряд авторитетных учёных, и среди них нобелевский лауреат по физике Брайан Д. Джозефсон, который считает, что именно теория голографической вселенной “сможет однажды привести Бога и Душу в сферу науки”[4].

Майкл Талбот

Революционность гипотезы Бома заключается в том, что осязаемая нами реальность – всего лишь иллюзия наподобие голографического изображения. Но над ней имеется другой более глубокий порядок бытия – беспредельный и изначальный уровень реальности, из которого происходят все физические объекты. Этот глубинный уровень Бом назвал импликативным (“скрытым”), в то время как материальный уровень существования он определил как экспликативный (“раскрытый”). На философском языке эти уровни можно назвать сакральным и профанным. Проявление всех форм во вселенной Бом считал “результатом бесконечного свёртывания и развёртывания между двумя порядками”[5], а весь этот процесс называл holovement (“голодинамикой”). Существование глубокого сакраль­ного порядка во вселенной объясняет, почему на внутриатомном уровне отсут­ствует локальность пространства-времени. При голографической организации реальности локальность пропадает, поэтому вселенная, если она организована в соответствие с голографическим принципом, также должна иметь нелокальные свойства. Это значит в каждой её части, как на голографической плёнке, заключено всё целое[6].

Дэвид Бом

Наиболее интересно развитие Бомом идей о полноте и целостности (wholeness). Согласно Бому, всё в космосе состоит из непрерывной голографической ткани импликативного порядка, поэтому говорить о вселенной как состоящей из разрозненных частей бессмысленно. Элементарные частицы – не более чем аспекты голодинамики, они не существуют автономно друг от друга, представляя единый континуум. Разделённость объектов на экспликативном уровне только кажущаяся, а на самом деле это непрерывно распределённая реальность, которая в конце концов заканчивается слиянием импликативного и экспликативного порядков. По словам Талбота, это

“огромное нечто, протянувшее бесчисленное множество своих рук и придатков в кажущиеся объекты, атомы, бескрайние океаны и мерцающие звёзды космоса”[7].

Именно такую сакральную природу космоса Кришна показал в своём теле Арджуне, когда явил ему свою подлинную вселенскую сущность:

В теле Бога богов увидел тогда Пандава
Цельнокупно пребывающий весь мир, многократно разделённый
[8].

О подлинной природе вселенской формы Господа Кришны говорится в стихах Шри Брахма-самхиты (5. 32,35):

“Каждый член той трансцендентной формы сам по себе обладает совершенными способностями всех прочих органов, и Он вечно созерцает, поддерживает и проявляет бесчисленные духовные и мирские вселенные”;

“Он – неделимое Существо, потому что нет разницы между энергией и её обладателем. Творя миллионы миров, Его энергия остаётся неотделимой. Все вселенные существуют в Нём, и Он пребывает в Своей полноте в каждом из атомов, рассеянных по всей вселенной, одновременно”[9].

Комментируя эти слова, Р. Томпсон правильно отмечает, что они

“указывают на то, что форма Кришны состоит из многих частей, но каждая часть тождественна целому…”

Объясняется это двумя положениями: 1) всё пространство существует внутри формы Кришны, и в то же время Кришна полностью проявлен внутри каждого атома; 2) вселенная, находящаяся внутри Кришны, полностью проявлена в каждом атоме[10]. Последнее, в частности, подтверждал и Бом, говоривший, что “каждый электрон в определённом отношении содержит космос”[11] и даже в некотором роде “обладает психикой”, поскольку все элементарные частицы способны использовать информацию и реагировать на смысл[12].

Такова же и всеобъемлющая природа Господа Иисуса, подобного Кришне воплощения Всевышнего. В Евангелии от Фомы содержится не включённое в канонические Евангелия свидетельство всеприсутствия Иисуса в каждом объекте живого и неживого космоса, который в то же время заключён всецело в Нём:

“Иисус сказал: Я – свет, который на всех. Я – всё: всё вышло из Меня и всё вернулось ко Мне. Разруби дерево, Я – там; подними камень, и ты найдешь Меня там” (речение 81)[13].

О всеприсутствии Бога “и в умах, и в душах, и в телах, на небе и на земле” писал Дионисий Ареопагит, и это всеобъемлющее пребывание в них мистик понимал именно как сущностное – в том смысле, что Он Сам есть

“Солнце, звезда, огонь, вода, дух, роса, облако”, “Он же – камень и утёс, всё сущее”, но в то же время “ничего из сущих” (Послание 7)[14].

Древние арии знали, что мир един в Верховной Личности Бога, который, по-видимому, и есть то самое, что Бом называл “импликативным порядком”. И нужно признать, что этот порядок несёт в себе все признаки разумного начала. Мифологема расчленения вселенского тела Бога или Его имперсонатора для создания упорядоченного космоса является, как известно, важнейшей частью древних космогоний многих народов. Выраженная в данной мифологеме символическим языком концепция голографической вселенной демонстрирует принцип исходного единства всех стихий и объектов, которые проявились в мире вследствие фракционирования первоначального тождества, но в высшей трансцендентной реальности продолжают оставаться нераздельными.  

В то же время физик не считал, что невозможно говорить о различии между “вещами”, но он расценивал их как всего лишь абстракции, различные аспекты голодинамики, иными словами – как “способ, с помощью которого наше сознание выделяет данные аспекты”. Сами же эти “вещи” Бом предпочитал называть “относительно независимыми подмножествами”. В своих трудах учёный призывал отказаться от существующего способа фрагментации мира, поскольку он не только не работает, но даже может оказаться фатальным[15].

Подобным образом Бом считал некорректным разделение вселенной на живые и неживые объекты. Он был убеждён, что

“одушевлённая и неодушевлённая материя неразрывно связаны друг с другом, и жизнь находится в скрытом состоянии во всей вселенной. Даже камень в некотором смысле живой, говорит Бом, поскольку жизнь и интеллект присутствуют не только в материи, но и в энергии, пространстве, времени, во всей ткани вселенной и во всём остальном, что мы абстрактно выделяем из голодинамики и ошибочно рассматриваем как независимо существующие объекты”[16].

Как же так вышло, что древние евреи, якобы напрямую получавшие откровения от Бога, не могли постичь этот важный принцип живого разумного единого космоса, а многие античные философы Греции и древнеарийские мыслители смогли? Израильские пророки и отцы церкви имели явно искажённые материалистическо-механистические представления о природе космоса, признавая его независимую, противоположную природе Бога субстанциальность, и ни в коем случае не считали тварный мир модусом той же самой божественной сущности[17]. Тем более они никогда не постулировали единство видимого и невидимого мира. В этом и состоит принципиальное отличие примитивной иудейской религиозной философии от прогрессивной натурфилософии других интеллектуально более развитых цивилизаций.

Своего этнокумира евреи изображали в основном как существо, враждебное материальному космосу. Яхве – разрушитель не совсем удачно созданной им биосферы Земли, в отношении обитателей которой он обнаруживает разочарование и “раскаяние”. Все его творения (ангелы, люди, животные) постоянно бунтуют против этого бога-неудачника, не слушаются его, а он наказывает их за это и воюет с ними. Налицо полный дисбаланс ключевых основ мироздания, в котором нет признаков гармонии. В ветхозаветной иудейской религии мир не развивается, а только рушится, причём почти с самого начала. В жестоком и беспощадном эсхатологическом уничтожении небогоугодных живых существ, “извративших пути свои”, заключается вся суть библейской “священной истории” и её истинное целеположение, что ярко отражено в иудейской апокалиптике. Его “избранники”, изолирован­ные от языческих народов в специально созданном гетто, должны всеми средствами приближать конец обитаемого космоса, перманентно враждуя с народами и их богами[18]. Народ Израиля чужд любому созиданию, кроме своего вечного, но абсолютно бесперспективного этностроительства – “собирания колен”. Космологическая картина вселенной, созданная индоевропейцами, существенно иная. Именно поэтому у ариев не было мучительного разделения духовного и телесного. В древней Индии не возник и не мог возникнуть миф о грехопадении и наказании за него[19].

Идея о том, что сознание и жизнь являются развёрнутыми во вселенной множествами, возникшими из некоего запредельного свёрнутого единого энергетического поля, имеет важные следствия. Если вселенная действительно выстроена как голографическая проекция, то каждая её часть содержит в себе всю вселенную подобно тому, как у изображения на голографической плёнке нет конкретного места. Как каждый кусочек голограммы включает в себя изображение целого, так и во вселенной все вещи и объекты не имеют конкретного расположения; всё в ней в высшей степени нелокально, включая и сознание. И если бы люди научились пользоваться этим свойством, считает Талбот, то могли бы, скажем, “обнаружить галактику Андромеды на мизинце своей левой руки”[20]. Мистическая способность арийских аскетов дотягиваться до любых предметов и забирать их себе независимо от того, где они находятся, называется prāpti-siddhi (способность к расширению). Эта способность позволяет, как сказано в литературе индуизма, “даже дотронуться пальцем до Луны”[21]. Кроме этого, пишет Талбот, можно было бы, используя те же голографические свойства пространства-времени,

“увидеть встречу Клеопатры и Цезаря, поскольку в принципе всё прошлое и будущее уже присутствует в каждой частичке времени и пространства”[22].

Это тот самый эффект нелокальности времени, о которым мы упоминали ранее (V.16), и он, очевидно, непосредственно связан с теорией головселенной, которую разрабатывал Дэвид Бом и высказывался в пользу представления, что время тоже не является абсолютным, а разворачивается из импликативного порядка, как и всё остальное в видимом мире. Это предполагает, что линейное деление времени на прошлое, настоящее и будущее есть не что иное, как очередная конструкция разума. Отсюда следует, что способность предвидеть будущее – голографический феномен[23].

Для человека, который сможет развить в себе сверхспособности через доступ к импликативной реальности, открываются поистине неограниченные возможности. Ярким примером такого божественного человека был Иисус, который одной только силой мысли или слова мог совершать чудеса исцелений (в т. ч. дистанционно, “нелокально”), преодолевать ограничения пространства и времени, бодрствовать во сне, левитировать, проходить сквозь запертые двери, предвидеть будущее, проникать в сознание людей, чтобы узнать, что они думают или замышляют, и, наконец, исцелить Своё собственное тело от ран, несовместимых с жизнью. По словам Спасителя, достаточно иметь только самую малую толику веры, чтобы научиться передвигать горы (Мф 17:20, 21:21/Мк 11:23), т. е. по собственному желанию воздействовать на природные объекты так, словно они представляют собой голографические симуляции на экране иллюзорной реальности, которые можно перетасовывать в любом порядке, как вздумается. И этот дар – настаивал Он – доступен каждому!

Любой участок космоса, согласно современному пониманию физики, пронизывается различными видами полей, состоящих из волн различной длины. Каждая такая волна обладает некоторой энергией. Возникает вопрос: какова сила этой энергии? Физики смогли подсчитать минимальное количество энергии, которое способна нести волна, и обнаружили, что

“каждый кубический сантиметр вакуума содержит больше энергии, чем вся энергия всей материи во всей наблюдаемой вселенной”[24].

Этот бесконечный океан энергии, по мнению Бома, указывает на существование бесконечно протяжённого импликативного порядка. Материальные объекты не существуют независимо от этого океана, они является его частью. Но частью, содержащей целое. Учёные в большинстве своём, как правило, сосредоточены на материи, а не на энергии, которая её порождает. Бом считает, что пространство не пустое, оно заполнено тем, что является основой всего сущего. Вселенная неотделима от этого космического океана скрытой энергии и проявляется

“как рябь на его поверхности”, порождая “относительно устойчивые и повторяющиеся видимые проекции в нашем трёхмерном экспликативном порядке”.

Всё, что мы воспринимаем и видим, в действительности состоит из интерференционных паттернов – факт, за которым, несомненно, стоит голографический принцип. Импликативный порядок содержит в себе каждую элементарную частицу, которая была и будет, и каждую возможную конфигурацию материи, энергии, жизни и сознания – средоточие всех сил, контролирующих всё происходящее в движении и взаимодействии в любой точке космоса[25].

Карл Прибрам

Что представляет из себя эта скрытая энергия, разлитая в космосе? В современных космологических моделях она называется “тёмной энергией”, которую учёные по старинке различают от “тёмной материи”, поскольку руководствуются материалистическим представлениями о первичности материи, а энергии – как её производной. Само наличие тёмной энергии астрофизики фиксируют по замерам реликтового излучения, расширения вселенной, гравитационного линзирования галактик и другим наблюдениям. Считается, что во всей вселенной только 5% обычного вещества, а всё остальное пространство заполняет 27% тёмной материи и 68% тёмной энергии[26]. И раз существует тёмная энергия, значит должна существовать и порождающая её тёмная материя. Такова порочная логика, своего рода догма, господствующая ныне в науке, несмотря на свою бездоказательность. Но тёмную материю обнаружить не удаётся, несмотря на то что она считается “первичной движущей силой образования всех структур” космоса[27], “создаёт антигравитационное поле, которое тянет галактики в разные стороны”[28]. Причины её неуловимости объясняются тем, что частицы тёмной материи столь малы, что не могут детектироваться экспериментально известными способами с помощью современной аппаратуры. Учёные теряются в догадках, откуда вообще взялась эта “энергия пустоты”. Профессор астрономии Крейг Хоган (Чикагский университет) считает, что на сегодняшний день ни у кого нет ключа к разгадке этой тайны[29]. Поиски частиц тёмного вещества, несмотря на колоссальные затраты сил и средств, до сих пор бесплодны. На самом же деле никакой тёмной материи нет, а существует только тёмная энергия, которая, будучи “ничем”, продуцирует все материальные стихии, объекты и их скопления, является, по словам физиков, “доминантой” и “главным фактором развития вселенной”[30]. Тёмная материя и тёмная энергия – это одно и то же. И когда это станет окончательно ясно, многим придётся распрощаться со своим материалистическим мировоззрением и прийти к заключениям, похожим на сделанные Бомом, Прибрамом и многими другими, кто разделяет их взгляды.

Согласно К. Прибраму, голографическая природа вселенной напрямую связана с работой мозга, который тоже функционирует по голографическому принципу. Это подтвердили многочисленные эксперименты и исследования в области психологии и хирургии мозга. По оценке Прибрама, объективная реальность не существует независимо от нашего мозга. Именно наш мозг и конструирует объективную реальность путём обработки и преобразования частот, приходящих из других измерений. Таким образом, “мозг – это голограмма, свёрнутая в голографической вселенной”, – резюмирует Талбот[31]. Наше сознание заключено вовсе не в мозге, подтверждает профессор физиологии Валерия В. Хант (Калифорнийский университет), а

“в плазменном голографическом поле энергии, пронизывающем как окружающее пространство, так и физическое тело”[32].

По голографической модели построено и само тело человека, подлинной сущностью которого является нематериальное энергетическое поле, имеющее нелокальный характер. Физическое тело – лишь конечный продукт тонких информационных полей, создающих наше тело, равно как и всю материю. Тело, таким образом, является энергетической структурой – оно не более материально, чем энергетическое поле, в которое оно помещено. Для человека это энергетическое поле является вариантом импликативного порядка, как своего рода шаблон, который образует тело и даёт ему структурные команды. Внешний вид человека, все его физические и психические характеристики, красота или уродство и т. д., включая расовую принадлежность – всё это предсуществует как матрицы или программы на высшем энерго-информационном уровне реальности. В соответствии с законами кармы они задают условия и параметры формирования будущего облика каждого, кто приходит в этот мир. Данная теория подводит физиков к следующему выводу: вся известная действительность есть не что иное, как “результат взаимодействия между волновой природой сознания и волновой природой материи”, которые не существуют изолированно друг от друга[33].

Физик профессор Уильям А. Тиллер (Стэнфордский университет) уподобляет мир “голодеку” (holodeck)[34] – среде, симулирующей любую реальность и способной по желанию воздействовать на физические объекты, в т. ч. материализовывать и дематериализовывать их. По мнению Тиллера, вся вселенная является такого рода “голодеком” и должна рассматриваться как поля реальности, напоминающие коллективный сон. Кажущееся постоянство вселенной, созданной “интегральным сознанием всех живых существ”, на самом деле иллюзорно, “вечно лишь сознание живой вселенной”[35].

“Другими словами – заключает Талбот, комментируя данное положение – не существует реальности вне той, которая создана интегральным сознанием, и голографическая вселенная потенциально может быть сконструирована бесконечное число раз”[36].

Вообще, одна из базовых доктрин квантовой физики состоит в том, что мы не просто постигаем действительность, а сами участвуем в её создании[37]. Это в точности повторяет то, как буддизм определяет пустотный характер сансарного космоса, ставя его циклическое возникновение, бытие и разрушение в прямую зависимость от совокупной психической деятельности мыслящих существ[38].

Бом, в частности, тоже признавал, что вселенная представляет собой сплошную “мысль”, а реальность “существует постольку, поскольку мы мыслим”[39]. Это открыло перспективу для других специалистов в области физики и биологии разработать новую прогрессивную теорию биоцентризма.

[Автор: © Л. Л. Гифес;
© Ариохристианские исследования: https://svardat.wordpress.com
При репостах указание авторства и ссылка на ресурс обязательны]

> В ОГЛАВЛЕНИЕ <


[1] См.: Томпсон Р. Пришельцы: взгляд из глубины веков. М. 2016, стр. 446-447.

[2] Русский перевод: Талбот М. Голографическая вселенная. М. 2005. Книга выдержала множество переизданий.

[3] Там же, стр. 9.

[4] Там же, стр. 69.

[5] Там же, стр. 60-61.

[6] Там же, стр. 62. Эксперименты с голографическими интерференционными изображениями, записанными на плёнку, показали, что при её разрезании на части, каждая часть при наведении на неё лазерного луча, будет показывать целое изображение того предмета, который создан с помощью голограммы (с той разницей, что изображения при уменьшении кусочков будут ухудшаться). – См. там же, стр. 26-27.

[7] Там же, стр. 63.

[8] Философские тексты “Махабхараты”. Вып. 1. Кн. 1. Бхагавадгита. Пер. Б. Л. Смирнова. Ашхабад. 1978, стр. 197.

[9] Цит. по: Томпсон Р. Ведическая космография и астрономия, стр. 69.

[10] Там же, стр. 69-70.

[11] Талбот М. Указ. соч., стр. 136.

[12] Там же, стр. 144.

[13] Цит. по: Апокрифы древних христиан. Исследование, тексты, комментарии. М. 1989, стр. 259.

[14] Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Послания. СПб. 2001, стр. 206.

[15] Талбот М. Указ. соч., стр. 63.

[16] Там же, стр. 64.

[17] Иоанн Дамаскин: “Всё отстоит от Бога, но не местом, а природой (сущностью)”; “невещественное более чисто, чем вещественное, и добродетельнее, чем то, что соединено с пороком” (Точн. изл. прав. веры 1, XIII). Исходная порочность материи – чисто гностическое положение. Дуализм материи и Бога поддерживал В. Н. Лосский, понимая творение “из ничего” как акт создания вне Бога некой новой субстанции, не имеющий никакого основания в божественной природе. – См.: Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Св.-Троицкая Сергиева Лавра. 2012, стр. 132.

[18] Отсутствие у евреев качеств созидателей, в отличие от индоариев, было заложено в них с самого начала их истории. Ничем, кроме сплошного паразитства на достижениях других народов, евреи никогда не занимались.

[19] См.: Альбедиль М. Индия. Беспредельная мудрость. М. 2005, стр. 141; Индийская мифология. Энциклопедия, стр. 179.

[20] Талбот М. Указ. соч., стр. 65, 266.

[21] Шри Чайтанья Чаритамрита. Мадхья-лила. Т. 4 (главы 17-20). 2009, стр. 685; Шримад-Бхагаватам. Одиннадцатая песнь. Ч. 2 (главы 13-31). 2017, стр. 107.

[22] Талбот М. Указ. соч., стр. 65.

[23] Там же, стр. 221, 237.

[24] Там же, стр. 65.

[25] Там же, стр. 65-67.

[26] Стюарт К. Указ. соч., стр. 334; Натараджан П. Карта вселенной. Главные идеи, которые объясняют устройство космоса. М. 2019, стр. 124, 195; Каку М. Указ. соч., стр. 24-25, 139.

[27] Натараджан П. Указ. соч., стр. 130, 151.

[28] Каку М. Параллельные миры. М. 2018, стр. 25.

[29] Там же, стр. 25, 100.

[30] Натараджан П. Указ. соч., стр. 164.

[31] Талбот М. Указ. соч., стр. 69.

[32] Там же, стр. 268.

[33] Там же, стр. 216, 148.

[34] Holodeck (англ. ‘голопалуба’) – машина из научно-фантастической франшизы “Звёздный путь”.

[35] Там же, стр. 184, 186.

[36] Там же, стр. 187.

[37] Там же, стр. 219.

[38] По мнению проф. Д. И. Макарова, нечто похожее высказывал Григорий Палама, который понимал космос “как совокупность порождений нашей греховной воли”, утверждая, что “мир… во зле лежит из-за нашего злоупотребления и ненадёжного [им] распоряжения; и это есть мир (κόσμος), миродержец которого – Сатана” (421C). – См.: Макаров Д. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). СПб. 2003, стр. 132-133. Впрочем, думается, здесь историк приписывает Паламе мысль, которую вряд ли он разделял именно в таком, близком к буддийской космологии, ключе. Хотя сама цитата в этой связи бесспорно интересна и достойна нашего внимания.

[39] Талбот М. Указ. соч., стр. 161.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s