I.1. Иисус и иудейское мессианство

Искажённые иудействующими писания Нового Завета представляют Иисуса “Мессией Израиля”, который якобы исполнил все ветхозаветные обетования, данные праотцу еврейского народа Аврааму, израильским и иудейским пророкам (Лк 1:54-55). В Евангелиях содержится множество ссылок, аллюзий и цитат, в которых обосновываются слова и действия Иисуса в свете иудейской Библии, как если бы на Него смотрел иудейский книжник сквозь призму еврейской религии. Но при ближайшем рассмотрении этих мест оказывается, что они искусственно и механически приспособлены к проповеди Иисуса в ущерб их смыслу и историческому контексту. Многие из них не подтверждаются текстологически (см. I.1.i,j). К тому же набор таких ветхозаветных цитат далёк от полноты, потому что большинство обетований еврейским пророкам о грядущем Мессии Израиля Иисус так и не выполнил. Что касается следования Иисусом религиозным предписаниям Торы, то в Евангелиях обнаруживается обратная тенденция – систематические нарушения Им всех иудейских законов и традиций. Ни одно из положений Закона Моисея, которое принципиально отличало иудейскую религию от языческих, Иисус не исполнил на практике. Всё это бесспорные факты, которые мы обоснуем на многих примерах.

b. Иисус никогда не заявлял о Себе как “Мессии Израиля”[1], Его титул “Христос” (греч. Χριστὸς, “Помазанник”) вовсе необязательно трактовать как исключительно еврейский, поскольку обряд помазания на царство, как и сам институт монархии, был заимствован евреями у язычников и даже поначалу считался неугодным Яхве (1 Цар 8:4-8). “Помазанниками” назывались цари Индии, Ирана, Шумера, Ассирии, Ханаана, Хеттской державы. Ритуал помазания фараонов практиковался и в Египте. Иисус отрицал своё иудейское “мессианство” и строго запрещал ученикам говорить о себе как Мессии (Мф 16:20/Мк 8:29-30). Он убеждал их, что не может быть Мессией евреев, потому что Ему “много должно пострадать, быть отвергнутому старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убитому, и в третий день воскреснуть” ( 8:31). В этом заключалось главное противоречие с иудейскими воззрениями на чисто политическую роль их обетованного царя. Но последующие иудействующие редакторы внесли в этот диалог стихи, которые в первоначальной рукописи отсутствовали. Иисус будто бы похвалил Петра за его исповедание “Ты – Мессия” и сказал, что “на сём камне”, то есть на вере в иудейское мессианство Иисуса, Господь создаст свою церковь (Мф 16:17-19). Очевидно, именно отрывок Марка без этой вставки сохранил краткое подлинное чтение рассматриваемого места.

c. Своего Мессию евреи представляли спасителем только в чисто земной перспективе, только евреев. В чём заключались обетования Аврааму “и семени его до века” (Лк 1:54-55)? В захвате Ханаана, истреблении всех его жителей с приватизацией чужих городов, их земель, добра и угодий (Втор 6:10-11, 20:14; Исх 23:31; И Нав 22:8, 24:13; Пс 77(78):55, 104(105):44, 110(111):6, 135(136):21-22; Ис 61:6; Мих 4:13; Соф 2:7,9) и основании с центром в Иерусалиме еврейского царства (Ис 24:23, Мих 4:7). Все остальные народы должны платить дань царю Сиона, поклоняться Яхве, “Богу” Израилеву (Пс 21:28(22:27), 66:4,7(67:3,6); 71(72):1-17, 85(86):9, 116(117):1; Иер 3:17; Ис 2:2, 56:6, 60:14,16; Мих 4:1; Зах 14:16); унижаться и вылизывать грязные ноги евреев, приносить им своих детей (Пс 71(72):9; Ис 49:22-23); носить евреев на своих руках, целовать на своих коленях (Ис 66:12,20), а в противном случае им грозит обращение в рабство (Пс 2:8, 81(82):8; Ис 14:2, 45:14, 56:6, 61:5; Иоил 3:8) или вовсе уничтожение (Пс 2:9, 9:37(10:16), 36(37):20, 43:3(44:2), 58:6(59:5), 78(79):6, 109(110):6, 149:6-9; Ис 41:2, 60:12; Иер 10:25, 46:28; Иез 6:13-14; Мих 5:8-9,15; Соф 3:8; Зах 14:18); их ждёт вечная погибель (Пс 9:17(18)). С приходом Мессии Израиля на Земле должны прекратиться все войны (Ис 2:4, 11:6; Мих 14:3). Главная его цель – установить политическое господство евреев во всём мире (Пс 2:7-9, 71(72):8; Ис 41:2; Зах 9:10), на службу чему и был поставлен культ яхвизма, в котором нет ни тени религии и духовности. Яхвизм это всего лишь политическая программа, в которой евреям отводится роль “высшей расы”, а всем остальным народам, которые считались “ничтожествами” меньше пустоты (Ис 40:17, 41:11; Дан 4:35), подобными слизи (salivæ) (3 Эзр 6:56), в лучшем случае уготовано положение вассалов. Однако учение Иисуса полностью противоречило всем этим чаяниям иудейских фанатиков.

d. Иисус ни в коем случае не отрицал спасение людей на уровне материального бытия и не видел ничего плохого в благах земных. Например, Он лечил болезни и не одобрял вражду, которая приносила смерть или калечила людей. Но таковое спасение Он не связывал с одним только народом Израиля, ибо не исповедовал еврейского нацизма, главного фундамента религии евреев. Очевидно, они не разделяли Его убеждений в том, что следует помогать язычникам и исцелять их, так как это наносило существенный урон в деле борьбы Израиля за свободу от ига римлян. А именно в организации еврейской революции, в поднятии восстания против римлян, по убеждению иудеев, и заключалась главная миссия грядущего царя, которого они ждали.

e. Впрочем, иудеи вовсе не были чужды миссионерства среди других народов, например среди галилеян. Но обращая язычников в иудейство, они заставляли их обрезаться (Исх 12:48), строго исполнять Закон и, главное, требовалось “ввести” их в “дом Израилев” путем смешанных браков, так как лишь в третьем поколении потомки прозелитов могли быть включены в “общество Яхве” (Втор 23:8), “прилеплены” (lwāh) к дому Иакова (Ис 14:1, ср. Иез 47:22 в качестве обязательного условия ассимиляции: “которые родили среди вас сыновей”), и тогда они могли получить равные права с природными иудеями. Прозелитов необходимо было для этого сделать потомками Авраама по плоти, потому что семя других народов не обладало “святостью” и считалось “нечистым” (Эзр 9:2, 6:21; Втор 14:2, И Нав 23:12-13)[2]. Иисус не только никогда не следовал таким принципам, но и жёстко критиковал их. Он говорил, что такими методами иудеи делали обращённых “сынами Геены, вдвое худшими вас (фарисеев и мудрецов)” (Мф 23:15).

f. Но главное, чему учил Иисус, это спасение в духовном аспекте, исцеление и искупление от греха, который понимался Им в универсальном значении нарушения морально-нравственных норм по отношению к ближнему, а не в узком значении несоблюдения ритуальных предписаний Торы, как понимали “грех” иудеи. Иудейская религия не разделяла никаких взглядов на возможность совершенствования духа. В этой религии, особенно на раннем этапе формирования яхвизма, не было даже понятий души и духа, поэтому евреи не верили ни в ангелов (Деян 23:8), ни в загробный мир, ни в воскресение (Пс 88:10-12(87:11-13), Мк 12:18). Жизнь еврея заканчивалась в “яме”, где ничего, кроме тьмы и безмолвия, не существовало (Пс 6:5(6), 115:17(113:25), Ис 38:18-19, Эккл 9:4,10). Грех же искупался только пролитием крови животных и не подразумевал нравственных усилий. Вся примитивная религия евреев, вся сущность “божественного завета” с Авраамом сводились к обрезанию, банальному плотскому размножению, убийствам “нечистых” язычников, захватам не принадлежавших евреям земель, пользованию земными благами и совершению кровавых ритуалов на алтаре Яхве. Древние евреи вообще не имели представлений о духовном спасении или о каком-то “Царстве Небесном”. И если бы Иисус сам был ортодоксальным иудаистом, Он непременно разделял бы их точку зрения. Но Он так и не стал земным царём, не занял “престол Давида” в Иерусалиме, не освободил евреев от власти римлян и даже не оставил потомства по себе (а последнее было непременной обязанностью иудея, ибо отсутствие детей считалось проклятием рода). Стяжать богатства Он считал грехом (вопреки Втор 8:18), призывая всё раздавать бедным. Он не исполнял Закон Моисея ни в чём. Более того, Его грозное обличительное слово, которое навело на иудеев грех (Ин 15:24), способствовало окончательному падению Израиля – разрушению Храма, массовым убийствам евреев, обращению их в рабство, рассеянию и потере последних остатков той призрачной политической независимости, которую им предоставляли римляне в правление Иродов. Плоды прямо противоположные тому, во что верили иудеи. А Иисус учил судить по плодам. Его служение не соответствовало важнейшим основаниям иудейской религии и предназначению Мессии, как это было сформулировано в Ветхом Завете. Именно об этом несоответствии Иисус открыто говорил апостолам. Значит остаётся только одна альтернатива – Иисус проповедовал в рамках других более возвышенных религий, преимущественно индоевропейских, таких как арийский ведизм (индуизм), зороастризм, митраизм, друидизм, где области духа уделялось первенствующее значение и имеется множество параллелей с христианством. Яхвизм Он критиковал за обрядоверие и этнофилетизм, обвиняя иудеев в “сатанизме” (Ин 8:41-44). Да, мы исповедуем Иисуса нашим Царём и Помазанником (Христом), но Его “царство не от мира сего”, как Он сказал Пилату (Ин 18:36), то есть это не иудейское царство, а гораздо более высшее, недостижимое людьми плотского разума, каковыми являлись иудеи.

g. Но принёс ли Иисус иудеям хотя бы духовное спасение? Нет, даже в этом смысле Он послужил им “камнем преткновения и камнем соблазна”, о который они разбились (Рим 9:31-33, Мф 21:42-44). Иудеи не приняли Его и предали казни на Кресте. Иудеохристиане на это возражают, что всё же некоторые иудеи стали христианами, они-то, дескать, и представляли “истинный Израиль”. На это мы ответим, что такие единичные обращения не являются спасением Израиля, так как согласно иудейской вере должен спастись “весь Израиль” (Рим 11:26), а не только какая-то лишь его малая часть[3]. К тому же, как мы убедимся, сии обращённые иудеи, которые “не дверью вошли в двор овец”, а хитростью, “как вор и разбойник” (Ин 10:1), внесли в церковь свои порядки, исказив подлинное учение Христа. И до сих пор продолжают искажать и соблазнять верных, внедрившись к ним как лжебратья (Гал 2:4). Перенесение же имени Израиля на “язычников” (неевреев) с точки зрения иудаизма недопустимая хула, так как это разрушает воззрение на святость одного только “семени Авраама”, поскольку только ему были даны обетования, и никому более. Независимое от ритуальных предписаний Торы и признания приоритета иудеев спасение язычников в любом смысле не укладывается в еврейско-мессианскую систему ценностей и онтологически противоречит ей. Вот почему любое общение с язычниками Иисуса, а тем более их исцеления и проповедь среди них, приводили в бешенство как фарисеев, так и саддукеев, поскольку происходили в зоне их миссионерской активности. Иисус, очевидно, перехватывал у них инициативу и мешал делать из язычников иудеев.

h. Таким образом, с позиции ветхозаветных традиций, нет ни единого признака того, что Иисус мог быть иудейским Мессией или хотя бы в чём-то напоминать эту искусственную фантастическую фигуру, образ которой сложился исключительно в голове верующего еврея.

i. Большинство ссылок на ветхозаветные пророчества, якобы доказывающие иудейское мессианство Иисуса, оказываются абсолютно нерепрезентативными, ряд из них вообще не получил отражения в новозаветных писаниях (напр., Быт 49:10-11, Числ 24:17, Пс 21:17(22:16), Ис 9:6-7[4], Иер 23:3-8, Ис 41:2-3, Дан 9:24-27a), а многие или не подтверждаются параллельными местами в Евангелиях, или внесены в них механически, аккомодативно (приспособительно), вне связи с историческим контекстом тех мест, откуда они позаимствованы (Ис 7:14/Мф 1:23; Ос 11:1/Мф 2:15; Иер 31:15/Мф 2:17-18; Суд 13:5/Мф 2:23 и др.). Таким образом они могут быть отвергнуты по текстологическим и экзегетическим основаниям.

j. Перечень ниже представленных параллелей синоптических Евангелий в одинаковых контекстах поможет установить, что ссылки на Ветхий Завет являются поздними вставками в протограф, где данные цитаты и аллюзии отсутствовали: Мф 1:18-23 [Ис 7:14] = Лк 1:26-38; Мф 2:23 [Суд 13:5] = Лк 2:39; Мф 3:7-10/Лк 3:7-9 [дети Авраама] = Мк 1:7-8; Мф 4:12-17 [Ис 9:1-2] = Мк 1:14-15/Лк 4:14-15; Мф 8:10-13 [Авраам, Исаак, Иаков] = Лк 7:9-10; Мф 8:16-17 [Ис 54:3] = Мк 1:32-34/Лк 4:40-41; Мф 9:12-13 [Ос 6:6] = Мк 2:17/Лк 5:31-32; Мф 10:5-11 [запрет проповеди язычникам, овцы Израиля] = Мк 6:7-10/Лк 9:1-4; Мф 12:14-21 [Ис 42:1-4] = Мк 3:7-12/Лк 6:17-19; Мф 12:39/Лк 11:29-30 [Иона] = Мк 8:12; Мф 13:13-15 [Ис 6:9-10] = Мк 4:11-12/Лк 8:9-10; Мф 13:34-35 [Пс 77(78):2] = Мк 4:33-34; Мф 15:22-26 [овцы Израиля] = Мк 7:26-27; Мф 15:31 [прославление бога Израилева] = Мк 7:37; Мф 17:8-12/Лк 9:8-12 [Илия] = Лк 9:36; Мф 19:28-29 [двенадцать колен Израилевых] = Мк 10:29/Лк 18:29; Мф 21:3-6/Ин 12:14-15 [Зах 9:9] = Мк 11:3-4/Лк 19:31-32; Мф 21:16 [Пс 8:2(3)] = Мк 11:18-19/Лк 19:47-48; Мф 24:15/Мк 13:14 [Дан 9:27] = Лк 21:20; Мф 24:20 [суббота] = Мк 13:18; Мф 24:36-42/Лк 17:26-30 [Ной, Лот] = Мк 13:32-33/Лк 21:34-36; Мф 26:30-31/Мк 14:26-27 [Зах 13:7] = Лк 22:39; Мф 27:45-46/Мк 15:33-34 [Пс 21:2(22:1)] = Лк 23:44-45; Мк 9:44,46,48 [Ис 66:24] = Мф 5:8-9; Мк 15:27-28 [Ис 53:12] = Мф 27:38; Лк 4:16-22 [Ис 61:1-2] = Мф 13:54-55/Мк 6:1-3; Лк 4:24-27 [Илия, Елисей] = Мф 13:57-58/Мк 6:4-5; Лк 23:46 [Пс 30:6(31:5)] = Мф 27:50/Мк 15:37/Ин 19:30.


Примечания:

[1] Ответ в Мк 14:61-62 “это Я” не подтверждается Мф 26:63-64/Лк 22:67/Ин 18:19-21 (в которых по крайней мере виден уход от прямого ответа, что вызвано воззрением Иисуса на самого себя как “Помазанника”, но не иудейского). Ин 4:25-26,29 опровергается тем, что самаряне не верили в приход Мессии и поэтому даже не могли спрашивать Его об этом. Ранние рукописи Ин 4:42 дают чтение без добавки “Христос”, доказывая интерполированность отрывка. Без этой добавки мотивированной для веры самарян выглядит формула “Спаситель мира”.

[2] Как видно из Втор 23:7-8, ранее относительно прозелитизма законы были более строги. Разрешалось обращать только египтян и идумеян, остальные народы не подлежали прозелитизму. Позднее эти отношения либо смягчались, либо вновь ужесточались.

[3] В Ис 10:17-22 проводится мысль о спасении лишь остатка Израиля, но это следует понимать в эсхатологическом контексте: народ Израиля на протяжении своей истории сравнивается с величавым лесом, который, однако, будет потреблён огнём, так что от него останется лишь незначительное количество деревьев. Именно этот “остаток Иакова” Павел назвал “всем Израилем” в последние времена. Очевидно, ни у Ис, ни у Павла не подразумевается в данном контексте существование некоей необращённой части Израиля, которая в мессианскую эпоху станет противодействовать спасённым евреям.

[4] По поводу этого места из Ис стоит отметить, что в Синодальном переводе оно даётся с искажениями. Точный перевод c др.-евр. следующий: “Ибо дитя родилось нам, сын дан нам, и будет власть на плечах его, и нарекает ([יקרא] – 3-е лицо, ед. ч. в consecutive imperfect) ему имя Чудный Советник, Сильный Бог, Вечный Отец: Князь мира.” В Септуагинте глагол καλεῖται стоит тоже в present passive (“нарекает”), точно отражая еврейский оригинал. Смысл полностью меняется. Не дитя нарекается именами “Сильный Бог” и проч., а наоборот “Сильный Бог” нарекает ему имя, и это имя одно – “Князь мира”. В ранних рукописях LXX вообще нет слов “Чудный Советник, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира”. Этот стих на греческом имеет чтение: “… и нарекает ему имя Великий Ангел Совета, ибо Я приведу мир на князей, мир и исцеление ему.” Славянский перевод представляет соединённое чтение, включающее краткое чтение ранних рукописей Септуагинты и интерполированный перевод Феодотиона, которым пользовались также отцы церкви.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s