I.2. Иисус не исповедовал ветхозаветный иудаизм

e13сли бы Иисус был ревностным ортодоксальным иудаистом, как Его хотят представить иудеохристианские толкователи, то тогда Он должен был во всём следовать Закону Моисея и исполнять его во всех мелочах вплоть до каждой закорючки (“черты и йоты”). Обычно в подтверждение этому тезису ссылаются на Мф 5:17-18 – “Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или Пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдут Небо и Земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из Закона, пока не исполнится всё. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном”. Но когда начинаешь выяснять, что же именно Иисус “исполнил” из Торы, то оказывается – ничего. И как именно на Нём “исполнилась” Тора, тоже непонятно. Наоборот, всеми своими словами и делами Он нарушал её. По сути, в Мф 5:17-18 только декларируется Его ревностное иудейство, но на практике не только ничем не подтверждается, но и опровергается всем тем, что о Нём известно из Евангелий. Очевидно, мы имеем здесь дело с очередной поздней вставкой иудействующих. Она расположена так, чтобы предварить “Нагорную проповедь”, в которой Иисус полемизирует с Законом Моисея и отвергает заповеди Торы – дабы благочестивый иудей не подумал чего-нибудь “лишнего”. То же самое мы видим и в параллели Лк 16:17, где логия о нерушимости “черты Закона” предшествует безусловному осуждению Иисусом развода, одобряемого в Торе. Закон иудейский разрешал иметь несколько жён, а также разводиться (Втор 24:1). Но в Мк 10:2-8 Иисус в резкой форме опровергает это предписание, запрещая давать разводный свиток жене, и обосновывает это тем, что “искони так не было”. Фарисеи ссылаются на Моисея в вопросе о разводе, а в ответ слышат от Иисуса, что законы Моисея даны “по жестокосердию вашему” и не отражают первоначальной традиции (Мф 19:8). Этим Он бросал тень на авторитет Моисея.

b. Борьба Иисуса состояла не в очищении еврейской религии от раввинистических толкований путем личного примера в точном следовании законам Торы. Иисус выступал против неё самой, подрывая тем самым веру в её божественное происхождение. Поэтому еврейскими духовными вождями Он был обвинён в богохульстве – самом тяжком религиозном преступлении с точки зрения их веры.

c. То, что Иисус в своих спорах с иудеями иногда использовал тексты Торы или других книг Ветхого Завета, вовсе не может свидетельствовать в пользу теории признания Им еврейской национальной религии в её тогдашнем виде, или что Он имел с евреями одни и те же верования. Иисус цитировал тексты Торы только в качестве полемического приёма, чтобы изобличить своих оппонентов на основе авторитетных для них самих писаний. Но в то же время Он говорил, что молодое вино нельзя вливать в ветхие мехи (Мф 9:17/Мк 2:22/Лк 5:37-38), то есть основывать Евангелие на Ветхом Завете недопустимо.

d. Если Иисус исповедовал иудаизм, то в какой форме? Иосиф Флавий разделяет иудаизм I в. на “три философии”: саддукеи, фарисеи, ессеи, к которым еще прибавлялась четвёртая – зелоты. Ни к одной из них Иисус не принадлежал, поскольку полемизировал со всеми данными направлениями. В таком случае, если Его мнимый “иудаизм” не вписывался ни в одно из этих течений, не представлял ни одной иудейской школы, значит учение Иисуса правильно определить как иудаизм несуществующий, то есть вообще не-иудаизм. Поэтому источник вести Иисуса следует искать, несомненно, за пределами ветхозаветной религии. Проанализировав многочисленные параллели христианства с индоиранскими и германско-кельтскими верованиями, станет ясно, что Иисус был далёк от того, чтобы создать новую философскую школу на базе иудаизма. Таких тенденций не просматривается.

e. Иисус всегда абстрагировался от утверждений, что Тора является Его собственным законом, которому Он подчиняется наравне с иудеями как их соплеменник. В Мк 10:2-4 Он спрашивает у иудеев: “что вам написал Моисей в Законе?” Иисус не говорит, что заповедь о разводе дана “нам”, но “вам”, евреям. Аналогично в Ин 10:34 – “не написано ли в Законе вашем…”? В Ин 8:17 – “В вашей же Торе написано…”. Закон иудейский – не закон Иисуса, а внешний и чуждый по отношению к Нему и Его убеждениям. Автор четвёртого Евангелия во вводной части резюмирует: “Закон был дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа” (Ин 1:17). Этим апостол подчеркивает, что в иудейском Законе нет ни истины, ни благодати. Такое представление, конечно же, сформировалось на основании слов Иисуса, и евангелист здесь формулирует то наиболее важное, чему учил сам Иисус.

f. Когда некий юноша спросил у Иисуса, какие именно заповеди необходимо соблюдать, среди них не была упомянута заповедь о субботе (Мф 19:18-19/Мк 10:19/Лк 18:20). Отношение Иисуса к субботе, важнейшему предписанию для иудеев, по которому измерялась степень их религиозности и благочестия, было тоже непростительно вольным. Провозглашение Иисусом себя “господином субботы” (Мк 2:28), который может распоряжаться ею по собственному произволу, выглядело очень дерзким в глазах ревнителей Торы. Такое заявление ставило Иисуса, по их мнению, на уровень Бога, или, во всяком случае, человека, большего, чем Моисей (Ин 9:28-29). Но Мессия не должен превышать свою роль человека, который должен стоять на страже Закона Моисея. Иисус допускал даже еще более дерзкие высказывания. Например, утверждал, что Он больше Храма, Дома самого Яхве (Мф 12:6), или что Он существовал прежде Авраама, и тот возрадовался, когда увидел Его день (Ин 8:56-58). Очевидно, Иисус считал себя воплощением Мелхиседека или самим Мелхиседеком, вечным первосвященником, не имевшим еврейской родословной, которому Авраам принес десятину, показав ему тем самым своё подчиненное положение. Эта концепция в дальнейшем получила отражение в Послании к Евреям (Евр 7:1-7), а также в гностических трактатах. Если для большинства сегодняшних христиан такой статус Иисуса как Бога догматически допустим и не вызывает отторжения, то этого никак нельзя сказать о тогдашних иудеях, которых Иисус вроде бы пришел “спасать”, как убеждает нас ложная вставка Мф 15:24/10:6. Но такими речами Он мог только оттолкнуть их от себя, так как Его взгляд на Себя не находил подтверждений в Законе и Пророках. Справедливо было бы отсюда сделать более логичный вывод – что Иисус приходил в Иерусалим с каким-то принципиально иными целями, далёкими от того, чему учат иудеохристианские катехизисы.

g. В Мк 10:19 Иисус цитирует не декалог, поскольку число заповедей сокращено до шести. Помимо заповеди о субботе, исключены заповеди о почитании только одного иудейского Яхве, о запрете на изображения и поклонение перед ними, о произнесении имени Яхве напрасно – то есть опущено всё то, что иудейскую религию существенно отличало от прочих. Оставлены только заповеди морально-нравственного кодекса, которые формировали поведенческую психологию в социуме и соблюдались практически у всех цивилизованных народов.

h. Иудеохристианские богословы пытаются доказать, что Иисус лишь реформировал Тору в том смысле, что придал ей какое-то новое “одухотворённое” или “возвышенное” толкование, ни в коем случае не отвергая её как таковую в целом. Но вводные слова Иисуса в Нагорной проповеди: “вы слышали, что сказано древними… – а я говорю вам…” свидетельствуют о том, что Он именно противопоставлял своё учение учению Торы или считал Себя вправе корректировать её (что в общем-то одно и то же). В глазах ортодоксальных иудеев такая формула была уже не ересью, а недопустимым богохульством, в чём они постоянно обвиняли Иисуса, а потом и Его учеников.

i. Иисус открыто противоречил Торе. Если в Пятикнижии одной из важнейших заповедей было повеление почитать отца и мать, то Иисус учит противоположному – возненавидеть отца и мать (Лк 14:26, Фм 60); если от своей матери Он и не отрекается явно, то во всяком случае публично ставит её в положение не важнее других ближних, возвышаясь над принципом кровно-родственных уз и этим показывая своё пренебрежение к “плотскому” Закону иудеев. Для Иисуса родственниками являются прежде всего те, кто исполняют волю Отца (Мф 12:46-50). Иисус, очевидно, следует в этом арийским законам Бхагавад-гиты (XIII, 8-12), где заповедуется “свобода от чрезмерной заботы о детях, жене, домашнем хозяйстве… постоянная и чистая преданность Мне (Господу)”.

j. Призывы отказаться от богатства (Мф 6:19/Лк 12:33), раздать всё бедным, слова о трудности, почти невозможности войти богатому в грядущее Царство (Мф 19:21,23-24) несопоставимы с представлением Торы об источнике богатства как дара и благословения Яхве (Втор 8:18, ср. 1 Пар 29:12, Еккл 5:18).

k. Подобным антагонизмом к Торе пронизаны все речи Иисуса, начиная с рождения и заканчивая смертью на Кресте. Он проповедует язычникам и самарянам, игнорирует пасхальный ритуал, не выполняя закона о заклании пасхального агнца (см. I.6), пренебрегает ритуальной чистотой, посещая и касаясь прокажённых (Мк 1:41; Мф 26:6/Мк 14:3), физически контактирует с имеющими язвы на теле (Мк 3:10). Когда Иисус ел и пил с “грешниками” (а что под ними разумелись “язычники”, видно из сравнения Мф 5:47 = Лк 6:33), это вызывало чрезвычайное раздражение у ревнителей Торы, поскольку сообщение с язычниками в пище нарушало ритуальную чистоту иудея. Он позволяет прикасаться к себе и помазать своё тело “простоволосой” женщине (Ин 12:3/Лк 7:44), которая всем своим видом демонстрирует пренебрежение иудейскими представлениями о благочестивом поведении женщины в мужском обществе, отчего она даже была названа “блудницей”; вопреки Закону Моисея Он запрещает побивать блудниц камнями (Ин 8:3-8) и объявляет, что блудницы первыми войдут в Царство (Мф 21:31); делает женщин своими ближайшими ученицами, так что они покидают свои семьи и “бродяжничают” (женщины не имели права быть ученицами у раввинов). Полностью отрицает еврейскую “избранность”, основанную на плотском рождении (Ин 1:13, 3:6), считает иудеев “низшими” (Ин 8:23), отказывает им в познании и созерцании Бога (Ин 5:37, 8:19,55; 16:3), предаёт Себя казни, развенчивающей в глазах иудеев Своё мнимое “мессианство” и навлекающей на Него проклятие Закона Моисея (Втор 21:23). Он лечит людей при помощи экзорцизмов, связывая причины болезней с вселением в людей злых демонов, следуя в этом практике ханаанских, ассирийских, вавилонских, эллинских, индийских и египетских “чародеев”, в то время как иудеи считали, что все физические и душевные расстройства происходят только от Яхве (Исх 4:11). По Торе за повелевание духами (“волхвование”, “ворожба”) полагалась смерть (Исх 22:18; Лев 19:26,31; 20:6,27, Втор 18:10–12). Иисус учит о покаянии и даже об оглашении словом (Ин 15:3) как достаточной мере для очищения. Но согласно Торе, нельзя заслужить прощение простым нравственным усилием, ибо искупление и прощение достигаются только посредством кровавого жертвоприношения на алтаре Яхве (Лев 17:11, Евр 9:22). Наконец, заповедует прощать даже врагов, противопоставляя любовь той ненависти к языческим народам, которую пропагандировала Тора[1].

l. Из других мест полемики Иисуса с иудеями хорошо видно, что не только Тору Он подвергал критике, но и Отца Небесного называл исключительно “Своим” Отцом или Отцом Своих ближайших учеников. Но никогда не давал иудеям повода думать, что у Него один и тот же общий с ними Отец. Называя себя “единственным” Сыном, Он тем самым отказывал евреям в праве рассматривать себя в качестве сыновей Бога. Такое право могут получить только миротворцы (Мф 5:9), то есть люди, обладающие свойством, прямо противоположным ветхозаветному разжиганию религиозной розни и пропаганде ненависти ко всем нееврейским народам.

m. Иудеи возводили свой род к Аврааму и поэтому считали себя детьми Отца (в действительности – детьми ложного “бога”, которого они в своих писаниях называли именем Яхве). Иисус опровергает такое их заблуждение о себе. В глазах Иисуса евреи являлись детьми другого отца – “отца лжи” (Ин 8:44), “порождениями Ехидны” (Мф 12:34, 23:33). Тем самым их племенное божество Яхве Он определяет как Сатану и Ехидну (в греч. мифологии Ехидна – это исполинская женщина-змея, жена Тифона-Сета). Именно поэтому Иисус патетически восклицает: “Ни меня не знаете, ни Отца Моего”, “есть Истинный, Пославший Меня, Которого вы не знаете” (Ин 8:19, 7:28); и еще: “вы и голоса Его никогда не слышали, ни образа Его не видели” (Ин 5:37). Иудеи не ведали истинного Бога, никогда не видели и не слышали Его даже через Закон Моисея, а Яхве, которому они поклонялись согласно Торе, был на самом деле Сатаной и Ехидной – таков смысл этих слов. В этих обличениях Иисуса действительно заключалась хула на еврейского “бога”, Храм, Тору и Моисея, с фигурой которого евреи связывали получение ими божественного откровения, а также на всех древнеизраильских пророков, которых Он открыто называл “ворами и разбойниками” (Ин 10:8). А если евреи “никогда не видели и не слышали” Бога Отца, то значит главный источник их откровения Тора не нёс в себе никаких истинных знаний о Боге. Из-за таких слов и разгромной критики не только их самих, но и их религии, еврейские учителя и подвластный им народ отвергли Иисуса, предав Его жестокой казни.


Примечание:

[1] Заповедь о прощении врагов и любви к ним следует рассматривать именно в контексте взаимоотношений евреев с языческими народами. Универсального приложения она не имеет.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s