I.5. Священный город и Храм

b10ерсия четвёртого Евангелия утверждает, что Иисус якобы часто посещал Иерусалим на главные иудейские праздники. Но другие три евангелиста представляют “восхождение” Иисуса в Иерусалим первым и единственным – для того, чтобы совершить в этом древнейшем почитаемом сакральном месте мистерию “посвящения” (Ин 17:19) и “прославления” (Ин 12:16,23; 13:31) на Кресте, а не для того, чтобы почтить иудейское божество или принести ему кровавые жертвы. Из Мф 24:1/Мк 13:1 следует, что в Иерусалиме ранее бывали ученики, но не Иисус, которому они показывали здания Храма в качестве гидов.

b. В Иерусалиме Он в основном спорил с фарисеями и саддукеями, обличал их во лжи и отсутствии способности к богопознанию. Огненные речи Иисуса вызвали реакцию крайней нетерпимости и ненависти к галилейскому проповеднику со стороны еврейских религиозных фанатиков и храмового священства, обвинения в хуле на Бога и Моисея, посягательстве на святыню Храма, соблазне и подстрекательстве. Эта острая непримиримая полемика со взаимными обвинениями и дальнейшее Его осуждение на смерть лучше всего характеризуют Иисуса как человека, религиозные взгляды которого были несовместимы как с ветхозаветным иудаизмом, так и с тем служением, которое отправляли иудейские жрецы в Храме. Борьба Иисуса – это противостояние с иерусалимской жреческой кастой, которая, по Его убеждению, искажала подлинную религию и знания о Боге как милосердном Отце, желающем спасения праведным и неправедным (включая язычников), любящем как благочестивых, так и заблудших и грешных. Такое представление галилейского пророка об Отце полностью диссонировало с принципами и установками Торы, пропагандирующей еврейскую исключительность и искупление только кровью, за счёт смерти невинных “чистых” жертв.

c. В то же время отношение Иисуса к святыне Храма было двояким. С одной стороны, Он называл его “вертепом разбойников”, который “оставляется для вас пустым” (Мф 23:38/Лк 13:35); в словах: “Я ежедневно бывал у вас в Храме” (Мк 14:49) отчётливо видно, что Иисус считал его чужим. Очевидно, Храм Он не признавал местом истинного поклонения. Дом настоящего Отца должен быть, по Его мнению, открыт “для всех язычников” (Мк 11:17), а не только для иудеев. Однако иудеи не позволяли язычникам входить во внутренний “двор Израиля” (Откр 11:2). Так же они поступали с Иисусом и Его учениками, не допуская их дальше портика Соломона (Ин 10:23, Деян 5:12), отведённого для ритуально нечистых язычников – яркое подтверждение тому, что Иисус и апостолы не были иудеями. В беседе с самарянкой (Ин 4:21,23-24) Иисус даже заявляет, что служение Богу не должно быть связано с каким-то определённым местом. А это уже входит в прямое противоречие с тем, что сказано в Торе относительно такого места (Втор 12:5,11,14,18; 14:23; 15:20; 16:6 и сл.; ср. 3 Цар 9:3/2 Пар 7:12,16; 4 Цар 21:7; Иез 5:5). С другой стороны, в акте очищения Храма Иисус выразил своё несогласие с осквернением этого священного места еврейскими жрецами.

d. С чем связана такая двойственность? Дело в том, что сам город Иерусалим не был основан евреями и изначально они в нём не проживали. Религиозно-политическим центром иудеев (колена Иуды) он стал только после его захвата израильтянами при царе Давиде и истребления местного аморейского населения. Храм был воздвигнут на месте “гумна” иевусейского царя с индоарийским именем Аруна (2 Пар 3:1)[1]. В угаритских и хурритских текстах Аруна – это царский титул. “Гумно” имело значение места “молотьбы зерна” не в сельскохозяйственном агротехническом смысле, а как царского двора, где царь совершал судебные функции, что и значило метафорически “молотьбу”. “Гумно” означало дворец, совмещённый с храмом (как это было у хеттов), а вовсе не простое поле для обмолачивания зерна. Отсюда ясно, что евреи наследовали священное место и культ народа, который проживал в Иерусалиме до них, соединив со своими верованиями.

e. Иевусеи являлись народом индоевропейского корня, подлинное их название было ярусы (произношение “иевусеи” возникло под влиянием хеттского языка). Ими и был основан Иерусалим, первоначально называвшийся Иевусом (И Нав 18:28, Суд 19:10, 2 Цар 5:6), то есть Иерус/Ярус. Второй сегмент -лим происходит от слова лимму, которым обозначали совет старейшин при правителе Ашшура. Название Иерусалим, таким образом, может интерпретироваться как “Совет ярусов”, “Собрание ярусов”, в ассирийской клинописи – Уруша-лимму.

f. Название горы Мориа (môriyyāh), на которой был построен Храм, происходит от имени легендарной арктической горы Меру. Везде, куда приходили гипербореи после своего исхода из приполярных областей, названные в Библии рефаим (в этом имени обнаруживается название северных гор Рифейских), они переносили на вновь освоенные земли арктическую ономастику в память о своей погибшей прародине, создавая новые центры цивилизации. Пришедшие им на смену народы повсюду делали из таких очагов священные места богослужения и жертвоприношений. Эти места становились средоточиями религиозного почитания северных богов. Гора Мориа была священным центром поклонения с глубокой древности, еще до прихода семитов в Палестину. Лишь позже она получила семитское название Сион (ṣiyyôn, Цийон). На этой горе издревле проводили служение Богу Всевышнему, (´ēl`elyôn Элу Элиону) некие “цари-священники”, по-семитски называемые мелек-цадок, которые совершали там подобие евхаристии (Быт 14:18). Как уже было сказано, Иисус воспринимал Себя в качестве воплощения этого языческого (иевусейского) “царя-священника” (Ин 8:56-58), отождествляемого с “Сыном Человеческим” из Дан 7:13, вновь и вновь возвращающегося (Ин 6:62, Мф 26:64/Мк 14:62).

g. Евреи в Иерусалиме оказались, таким образом, лишь в качестве узурпаторов древнеарийской традиции, превратив культ Бога Всевышнего “всех народов” в культ узко племенного Яхве. Вместо приношения хлеба и вина, как это делали в древности на горе Мориа “цари-священники”, они учредили кровавую оргию по образцу капищ Ваала.

h. I Храм Соломона был построен финикийцами, строительство инвестировалось царём Тира Хирамом (3 Цар 5:7-9), который поклонялся Ваалу (Ваал у ханаанеев – это эпитет или ипостась Эла Элиона). Из Финикии сплавлялся лес, доставлялись уже готовые обтёсанные камни, а финикийские строители, которым помогали евреи, укладывали их в нужном порядке (3 Цар 5:18, 6:7). Археологически установлено, что конструкция Храма Соломона была очень похожа на финикийские и ассирийские святилища. Археологи указывают на безусловные прототипы Соломонова Храма в Эбле, Мегиддо и Сихеме. Проект Иерусалимского Храма был сделан в точности по их образцам, включая планировку, орнаментальные украшения, материалы и богослужебные принадлежности. Почти точной копией его был храм Милькарта в Гадесе. Иерусалимский Храм являлся обычным типовым проектом и в своём устройстве ничего уникального на фоне ханаанско-сирийской культуры не представлял. Только своими размерами он превышал местные аналоги.

i. Иудейские законоучителя вплоть до 70 г. н. э. предписывали платить подать на Храм в тирских статерах (их также называли тирскими шекелями). Эти тирские статеры являлись священной валютой, которую обменивали специальные меновщики во дворе Храма. Традиция уплаты налога тирскими деньгами говорит за то, что Иерусалимский Храм с самого основания функционировал по финикийским законам, сопутствующим культу Ваала-Милькарта, и имел значение, как минимум, общеханаанского религиозного центра в месте, которое почиталось всеми местными племенами задолго до евреев.

j. В Храме Соломона сначала не существовало особого внешнего “двора язычников”, а понятия “двор Израиля” не было вовсе, он назывался просто “внутренним двором” (3 Цар 6:36). Поскольку не имелось отдельных дворов для язычников и евреев, те и другие совершали поклонение в одном месте. В 3 Цар 8:41-43 приводится молитва Соломона, в которой он просит Бога услышать “иноплеменников”, что придут на поклонение из далёких земель. Появление “двора язычников” следует отнести только ко II Храму Зоровавеля поздне-эллинистического периода. Именно тогда вокруг внешней стены евреи построили специальную решётчатую деревянную изгородь сорег, чтобы отделить язычников от ритуально чистых иудеев. При Ироде эта изгородь превратилась в еще одну каменную ограду с колоннадой по всему периметру храмовой территории. Таким образом, никакого разделения для язычников и евреев в I и скорее всего II Храме начального периода не существовало, все приходящие имели равные права в богослужении. Однако впоследствии свои эсхатологические чаяния иудеи стали связывать с полной изоляцией Иерусалима от иноплеменников (Ис 52:1, Иоил 3:17, Наум 1:15).

k. Храм Соломона был построен в то время, когда культ Яхве еще не сложился и когда даже еще не были созданы легенды о Моисее и исходе еврейских рабов из Египта. За это говорит тот факт, что при Давиде и Соломоне, а также спустя еще триста лет Пейсах в Храме ни разу не совершался. Впервые этот праздник был учреждён царём Иосией (2 Пар 35:18-19)[2], при котором и была составлена первая редакция Торы с описанием и историей Пейсаха, якобы случайно обретённая в 621 г. до н. э. первосвященником Хелкией (4 Цар 22:8/2 Пар 34:14).

l. По свидетельству Иосифа Флавия, Иерусалимский алтарь сохранил своё всемирное значение до I в. н. э. и был высоко чтим между “всеми эллинами и варварами”. II Храм был восстановлен по указам персидских царей Кира и Дария, которые в местных божествах своей империи, куда была включена и Иудея, видели ипостаси Ахура-Мазды (“Бога небесного” Эзр 7:12, 21). Почтение Храму оказал лично Александр Македонский, принеся в нём жертву Зевсу, Верховному Божеству греков. Иранские и эллинистические цари никогда не рассматривали Иерусалимский Храм как место поклонения какому-то этническому еврейскому божку, в коем евреи подразумевали своего Яхве, которому в силу своей национальной гордости они приписали более широкие функции Творца и Владыки мира. Поэтому Антиох IV Епифан рассматривал это святилище как храм Зевса и приносил в нём в жертву свиней – священное животное ариев. В Ин 12:20-21 сообщается о том, что во время пребывания Иисуса в Иерусалиме с Ним добивались встречи эллины, которые пришли на праздник. В Деян 2:9-11 говорится о пребывании в Иерусалиме на празднике Шавуот (“Пятидесятница”) парфян, мидян, эламитов, вавилонян, каппадокийцев, понтийцев, жителей Асии, Фригии, Памфилии, Египта, частей Ливии, критян и арабов.

m. Итак, Иисус, не разделяя претензий иудейских жрецов на обладание, контроль и служение в Храме и считая их узурпаторами древнейшей религиозной традиции почитания Единого Бога (“Бога Всевышнего”, “Бога Небесного”) на горе Мориа, в то же время признавал это место священным, хоть и осквернённым неправедным служением левитов божеству, которое Он не соотносил со своим небесным Отцом. Подобно Антиоху Епифану, но силой своей веры, Иисус стремился уничтожить еврейскую религию и восстановить подлинное богослужение “в духе и истине” (Ин 4:23). Он предсказал разрушение Храма за преступления жрецов и сетовал на слабость учеников, которые не имели веры, чтобы храмовую гору ввергнуть в бездну (Мф 21:21/Мк 11:23), то есть аллегорически опрокинуть и потопить сатанинский культ Яхве в водах очищения. Употребляя аллегорию поднятия горы и опрокидывания её в море, Иисус использовал известный сюжет из Вишну-пураны, где рассказывается как асуры и дэвы, чтобы добыть напиток бессмертия амриту, вырвали гору Мандару из земли и потащили её к океану, но не справились с этой задачей и многие из них погибли. Тогда явился Вишну, воскресил погибших и отнёс гору к морю, чтобы с её помощью начать “взбивание” вод “молочного Океана”. Тема поиска бессмертия – основная фабула Евангелий, что роднит их с традицией арийских Вед.


Примечание:

[1] Ср. в мифологии валлийских кельтов Араун – правитель Иного мира.

[2]  Во 2 Пар 8:13 среди праздников, которые учредил Соломон, упоминается только праздник Опресноков. Следует ли его отождествить с Пейсахом, не ясно. Если имелась прямая связь Опресноков с Пейсахом, было бы странно указать на Опресноки, но при этом не упомянуть Пейсах. Также во 2 Пар 30 говорится о праздновании Пейсаха при Езекии. Но в книгах Царств ни о Соломоне, ни о Езекии в связи с Пейсахом нет сведений. Судя по всему, книги Паралипоменон представляют поздние вымышленные в данном случае версии.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s