III.1. Крещение

b10се четыре евангелиста сообщают, что Иисус прошел обряд крещения у Иоанна[1] Крестителя. После открытия мандейских текстов, сохранённых последователями этого великого иорданского проповедника, выяснилось, что Иоанн возглавлял общину гностиков назореев, которые в своих учениях не придерживались иудаизма и не имели еврейских этнических корней. Иудеи ни на каком историческом этапе не стояли у истоков общины назореев, возникшей еще до Р. Х. Тот факт, что Иисус прошел назорейское посвящение mabuta (“погружение”), отчего и был наречён Назореем, убеждает, что Его учение по форме и содержанию не было и не могло быть иудейским. В общине Иоанна иудеи не состояли, поскольку назореи отрицали обрезание, Тору, святость Авраама, избранность его потомков, Иерусалимский Храм, субботы и кровавые жертвы – то есть всё то, что составляло практическую и религиозную основу иудаизма. Назорейство не было ни иудейской ересью, ни ответвлением иудаизма, а учением, принесённым ариями-мидийцами из Вавилонии, где существовало множество религиозных течений, практиковавших очищение водой.

b. Согласно мандейским рукописям, Иоанн Креститель происходил из Мидии, родины зороастрийских магов. Он совершал крещения во имя иранского божества (“язата”) Вертрагны, культ которого был связан с водой. Имя Вертрагна (“победитель демона Вритры”) – эпитет Индры. У назореев Вертрагна (новоперс. Bahrām) считался одним из наиболее значимых Утр (ангельских существ). Известны изображения Вертрагны в облике вепря, спутника Митры. В иудейской религии свинья считалась нечистым животным и неизменно атрибутировалась несемитским (преимущественно нордическим) народам. Имя Вертрагны было выбрано Иоанном Крестителем как символ священной войны с иудаизмом и победы над Яхве, которого назореи, очевидно, отождествляли со змееморфным демоном Хаоса Вритрой, сокрушённым ваджрой Индры в голову. При совершении своих крещений назореи воздвигали хоругвь (на которой, вероятно, был изображен вепрь), победоносное знамя Вертрагны-Индры. По ведийской хронологии, текущая кальпа называется Швета-вараха-кальпой (“кальпой белого Вепря”).

c. Обряд водного крещения в покаяние не проистекает из иудаизма и никак не связан с иудейским мессианством. Сама постановка вопроса о происхождении крещения полностью разрушает все ложные построения об Иисусе-иудее, поскольку неизбежно приведёт к поиску ответов об истоках традиции очистительного погружения в воде за рамками иудаизма в “языческом” мире.

d. Омовение во оставление грехов полностью противоречит традиции иудаизма, поскольку в Торе предусматривалось только одно искупление – посредством кровавых жертв (Лев 17:11, Евр 9:22), притом приносимых в одном месте – Иерусалимском Храме (Втор 12:5-7). Одним покаянием грех искупить невозможно, это основа ритуальной стороны Закона Моисея. Для иудея предусматривались очищения водой лишь в случае разнообразных телесных осквернений, но такие омовения не имели метафизической основы, а заключались в исполнении внешних гигиенических или ритуальных предписаний. В случае же с крещениями Иоанна мы сталкиваемся с сакральным действом, мистерией, когда видимый обряд служит лишь внешней стороной духовного акта. Иудейские омовения не подразумевали какого-то особенного “крестителя”, иудеи омывались сами и считали, что их очищает вода, поэтому служение специального “крестителя” не требовалось. Заявления “я крещу вас водой” спровоцировали бы, как минимум, религиозный спор и конфликт на почве обвинений в присвоении таким “крестителем” не принадлежащих ему прав. Прохождение обряда крещения у Иоанна для иудея значило бы разрыв с культом Яхве. Поэтому сообщения Мф 3:5/Мк 1:5, будто евреи приходили к Иоанну для крещения из Иудеи и Иерусалима, неточны. Тем более фарисеи и саддукеи не могли иметь таких намерений (что подтверждается сравнением Мф 3:7/Лк 3:7) или спрашивать о связи крещения со служением Мессии или Илии (Ин 1:25). Более правдоподобно общее указание Лк 3:3 на то, что Иоанн “проходил по всей окрестной стране иорданской” с преимущественно языческим (галилейским) и самарийским населением, которое выходило к нему на покаяние и крещение водой.

e. Языческая природа крещений Иоанна, ставших основной инициацией в христианстве, очевидна по многим соответствиям с религиями нееврейских народов. Так, метафора воздвижения Богом людей из камней (Мф 3:9/Лк 3:8) восходит к древнегреческому мифу. У греков человеческий род происходит из камней (костей Земли), брошенных Девкалионом и Пиррой после потопа. Упоминание “веялки” (πτύον) в сочетании с крещением Духом и огнём (Мф 3:11-12/Лк 3:16-17) уже прямо отсылает слушателя к элевсинским мистериям. С этого действа начиналось посвящение в Элевсине, когда над принимающим посвящение, сидящим под покрывалом, держали веялку и очень близко подносили снизу факел, что трактовалось как очищение стихиями воздуха и огня. Фактически Иоанн призывал адептов стать “мистами” по образцу эллинских таинств, когда придет Грядущий.

f. В ушах иудейского слушателя подобные аналогии могли вызвать только неприятие. Значит Иоанн обращался к иудеям с позиции языческих верований и использовал языческие символику и образные выражения.

g. По всем признакам видно, что Иоанн проводил жизнь индийских аскетов sadhu, питался и одевался так же, как и sadhu. Он больше похож на великого йогина, чем на иудейского проповедника, потому что любые аскетические опыты иудаизму были несвойственны и чужды. Впрочем, саранчу, как это традиционно делали семитские племена в полупустыне, он не ел (Мф 3:4/Мк 1:6, в Лк и Ин нет этому подтверждения)[2]. Не исключено, что индийские аскеты садху или сиддха приходили к Иоанну для обмена опытом и богословских дискуссий, и именно их по сходству названия спутали с саддукеями, якобы прибывшими из Иерусалима на Иордан креститься и задавать вопросы.

h. У Иосифа Флавия сообщается, что Иоанн “вышел из леса”, значит сначала он подвизался в лесу соответственно правилам индийских йогов. В древней Индии аскеты вели жизнь отшельников, поселяясь небольшими колониями либо в одиночку в лесах и в горных пещерах, либо странствуя из одного поселения в другое (ср. Лк 9:1-6/Мк 6:7-13). В первом случае верующие стекались к местам их прибежищ, слушали их поучения и совершали омовения в водных источниках вблизи их мест. Отсюда столь прочно утвердилась традиция паломничества к тиртхам в индуизме (tīrthayātrā). Во втором случае отшельники проповедовали, сидя в тени развесистого дерева или переходя из дома в дом и поучая небольшие группы собравшихся там людей. Иоанн Креститель представлял собой скорее первый тип, а Иисус – скорее второй. Тиртхами назывались священные места, где есть источник, река или озеро, воды которых считались святыми. Санскритское слово tīrthá в переводе значит ‘брод, переправа’. В Ин 1:28 место, где крестил Иоанн, названо Вифаварой, что значит “дом переправы”.

i. Обращаясь к древневедийскому наследию, можно уловить и еще одно соответствие с воззрением ариев на приход в конце времён новой манифестации свыше Калки, уроженца Шамбалы, духовным учителем которого станет Парашурама. Получив в ходе инициации знание священных наук, Калки обретёт царское достоинство, а Шива дарует ему белую лошадь. Несомненно, Иоанн осознавал себя в качестве героя Парашурамы, а Иисус символизировал грядущего Калки (см. V.1.g).

j. Стремление Мф и Мк показать Иоанна вторым Илиёй (чтобы обосновать Мал 4:5-6/Лк 1:17) просматривается в том, как они его изобразили одетым в верблюжью шерсть и подпоясанным кожаным поясом подобно Илии (ср. 4 Цар 1:8 с Мф 3:4/Мк 1:6). Тем не менее Лука и четвёртый евангелист ничего не знают о таком его антураже, явно искусственно созданном иудействующими художниками, дабы продемонстрировать его несуществующее преемство от иудаизма, а Иисуса представить верующим в то, что Иоанн – это Илия (Мф 17:12/Мк 9:13), вопреки ясному указанию Ин 1:21, что сам Иоанн не считал себя Илиёй.

k. Крещение в покаяние известно во множестве религиозных традиций древности. Например, в ритуале хеттов совершалось как бы два омовения в одном обряде: сначала обычное омовение тела водой, а потом следующее за ним смывание “грязи” духовной, очищение грехов. Связь с хеттскими ритуалами просматривается, в частности, и в призыве встретить Бога в пустыне, ставшем ессейским лозунгом (Мф 3:3/Мк 1:3/Лк 3:4/Ин 1:23). У хеттов существовал магический приём встречи Бога. Бога просили вернуться домой и благословить свой народ. Для него выкладывали “пути”, помещали на них мёд и другие продукты, которые могли бы привлечь Его. Упоминание “дикого мёда” в Евангелии в связи с Иоанном и его призывом “выровнять стези Богу” может служить отдалённым отголоском хеттской религии.

l. Иоанн говорил о развязывании ремня сандалий Грядущего за ним “Сильнейшего” (Мк 1:7/Лк 3:16/Ин 1:27). Это имеет свою параллель в тех же хеттских ритуалах. В царских магических обрядах преображения царя в бога посредством одежд у хеттов практиковалось переобувание царя. В ходе ритуала царю развязывали обувь белого цвета и обували ему хаттскую обувь чёрного цвета. Учитывая, что Иисусу Христу приписывалось одновременно царское и божественное достоинства, упоминание Иоанном развязывания обуви приобретает особый оттенок, восходящий к хеттской традиции.

m. В Мф 3:11/Лк 3:16 сказано об омовении в Духе Святом и огне. Собственно славянский термин кр҃ще́нїе происходит от слова крѣсъ (сербохорв. кри̏jес – ‘огонь накануне Иванова дня’) и вполне соответствует смыслу этого обряда. Логично, что купальские обряды славян были связаны с прохождением через огонь. У славян в священных местах также практиковался суд божественными стихиями – водой и огнём. Огонь в терминологии Иоанна больше связан именно с судом, а не с очищением (Мф 3:10/Лк 3:9). Крещение огнём в данном контексте приобретает эсхатологический оттенок. “Погружение в огонь” – это вечное сжигание непригодной соломы и деревьев, не приносящих благого плода.

n. Мифологема суда водой и огнём находит свою параллель у кельтов, что связано у них с идеей конца света. Страбон писал об учении друидов о нерушимости стихий до тех пор, пока огонь и вода не одержат верх над ними.

o. В зороастризме вода и огонь являются двумя самыми чистыми стихиями. Поэтому в христианстве совершается как бы двойственное крещение – рождение от воды и духа в водном омовении и погружение в огонь как образ принятия даров Духа (Мф 3:11). Мотив испытания расплавленным металлом в судный день, что тоже связано с очистительной функцией огня, содержится в трактате Бундахишн. Ритуальные водные омовения практиковались в митраизме и маздаяснизме в раннюю эпоху. Когда в возрасте 30 лет Заратуштра получил божественное откровение, он вошел в реку Ванхви-Даитья и омылся в ней. Возвращаясь на берег в состоянии ритуальной чистоты, пророк узрел божественное Существо, облачённое в одежды из света. Омывшись в водах Иордана, Иисус удостоился подобного откровения, чем засвидетельствовал преемство своего учения от индоиранских религий, а не от иудаизма.

p. Иранцы-зурваниты до сих пор совершают водные омовения во очищение грехов во время июльского праздника в честь Ардвисуры Анахиты – одного из семи великих праздников зороастризма Гахамбаров. Этот праздник восходит к очень отдалённым временам и называется “водосвятием”. В зороастризме Ардвисура Анахита почитается как богиня небесных вод, стекающих с вершины Мировой горы в мифической северной стране Ариана Вежа (авест. Airiianəm vaējah, согд. Aryān-wēžan – ‘Арийский простор’) и питающих все источники и земли. По верованиям зурванитов, вода из природных источников приобретает свойства очищать от грехов, поэтому в сей праздник необходимо обязательно искупаться в открытых водоёмах. После ритуалов купания надевают новые одежды, плетут венки, осыпают порог жилища цветами на счастье и богатство.


Примечания:

[1] Имя Иоанн происходит от древних месопотамских божеств Оаннов (см. III.7.j).

[2] Появление слова “акриды” стало недоразумением вследствие трансформации из ἐγκρὶς или ἐγκρὶδες (“лепёшка”). Логичнее выглядит сочетание мёда с лепёшками, чем с саранчой.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s