II.1. Галилея и её население

Подлинной родиной и настоящим местом рождения Иисуса Христа была Галилея, где Он воспитывался и где находилось Его “отечество” (Мф 9:1,13:54; Мк 6:1; Лк 4:23). Очевидно, Он родился в том же галилейском городе, куда был послан Ангел, чтобы благовестить Марии о рождении от неё Сына Божьего (Лк 1:26).

b. Галилейское население I в. н. э. было смешанным, отличаясь этническим многообразием. Уже пророк Исайя называл эту страну “языческой” (Ис 9:1), что в дальнейшем приобрело нарицательный смысл. Здесь проживали ханаанеи-финикийцы, сирийцы, греки, карийцы и выходцы из Мидии. В VIII в. до н. э. ассирийцы разгромили Северное Израильское царство, в состав которого входили области Галилеи, и переселили множество её жителей в арийскую Мидию (4 Цар 15:29, 17:6, 18:11), а часть мидийских индоариев, соответственно, переместили в Галилею и Самарию. Эти мидийцы (иначе называемые митаннийцами) представляли индоевропейское большинство в Галилее вплоть до I в. н. э. Они принимали местные культы божеств как покровителей данной территории. Те незначительные остатки еврейского населения, которые еще проживали в Галилее во II в. до н. э., увёл в Иудею Симон Маккавей (1 Макк 5:21-23).

c. По одной из версий, своё название Галилея получила от народа галлов, которые в Малой Азии были известны с III в. до н. э. как γαλάται (галаты). Они заняли центральные области Анатолии (когда-то населённые хеттами) в прямой досягаемости от Сирии и Палестины. Вполне возможно, какая-то их часть в ходе миграционных процессов могла достичь Галилеи и осесть там. Впервые Галилея в форме “Галила” упоминается в папирусах Зенона (259 г. до н. э.). Но название Галилея наверняка более древнего происхождения. Сходные наименования двух других областей, непосредственно граничащих с Галилеей – Галаад и Гауланитида (Голан) могли быть достаточно архаичными и относиться еще к аморейской эпохе II тыс. до н. э. Посему упоминание Галилеи в И Нав 20:7, 21:32 скорее всего отражает уже существовавшую до вторжения евреев в Палестину топонимику и гидронимику, оставленную протокельтами.

d. Название Галилея принято возводить к евр. слову ha-gālîl (“округ”). Но такая версия относится больше к “народной” этимологии. Нужно учесть, что данное понятие соответствует значению “круга”, а круг в форме колеса с четырьмя спицами (известен позже как кельтский крест) являлся не просто исконным солярным символом кельтов, но и, вероятно, послужил основой для образования самого этнонима кельтов (от праиндоевр. *kʷel-). Отсюда же происходит греч. гелиос – Солнце (галиос в дорийском диалекте). Народы, которые возможно отнести к предкам кельтов (пеласги-данайцы, гиксосы, хурриты, иевусеи, киммерийцы и др.) оставили в Палестине множество археологических свидетельств (керамика, украшения, топонимика), которые позволили учёным сделать заключение, что эти находки весьма близки поздним классическим кельтам. Живописное русло южнее Иерихона имеет древнее название вади Кельт, а также множество других мест и топонимов сохранили архаичную морфему *kel-/gil-/gal-, которая может иметь отношение к этнониму галлов-кельтов или к т. н. “кромлехам”, известным в Палестине в великом множестве с каменного века. В центре таких кромлехов, называемых “гилгалами”, как правило, стоял “менгир” (длинный грубо обтёсанный камень), который окружали двенадцать массивных камней. Позже евреи, столкнувшись в этих землях с кромлехами, менгирами и дольменами, стали приписывать их происхождение себе и придумывать для них собственные “агады”. Примеры таких агад имеются в Быт 28:18-19, И Нав 4:1-9. Другие гилгалы упомянуты во Втор 11:30, И Нав 5:7, Ос 4:15 и Ам 4:4,5:5 в качестве мест, осквернённых идолопоклонством, а в Неем 12:29 упоминается bê ha-gilgāl. Гилгалами назывались также ханаанские города (И Нав 12:23, 4 Цар 2:1). Самый древний мегалитический памятник, состоящий из больших базальтовых валунов, выложенных в виде концентрических кругов, располагается поныне на Голанских высотах в 16 км от восточного побережья Тивериадского моря в центре большого плато. Там же найдены сотни дольменов. Сооружение называется “Колесом духов” или иначе “Кругами Рефаим”, что указывает на предание о его постройке первобытным народом Палестины rephaim, остатки которого евреи встретили при завоевании Ханаана (см. VI.7,25). Вполне возможно, что такие памятники, выложенные кругами, послужили этимологической основой для названий Галилея, Голан и Галаад, а также для имени галилеян или галилеев – народа каменных “кругов” (он же археологический “народ дольменов”, оставивший следы во всей Евразии). Во внимание следует также принять упоминание Филоном Библосским божеств галилеев (ср. Ис 14:12 – hēlêl, Гиллель, “Денница”), по происхождению хурритских, по имени которых и могла быть названа область Галилея и населяющий её народ.

e. После попыток насильственного насаждения иудаизма в Галилее при иудейских правителях Аристобуле I (104-103 гг. до н. э.) и Александре Саломеи (76-67 гг. до н. э.) некоторые галилеяне стали принимать иудаизм (при этом, как правило, не совершая обряда обрезания), нарекаться еврейскими именами, ежегодно посещать Иерусалим на праздник Пасхи. Но в национальном отношении они представляли собой отличный от иудеев этнос. Иосиф Флавий в своих сочинениях никогда не смешивает эти два разных народа. Галилеян никто не называл “иудеями”, а иудеев “галилеянами”. В сочинении “Против Апиона” (I,22) он утверждал, что среди народов Палестины обрезываются только иудеи. Иудеи продолжали рассматривать галилеян как “язычников”, унижали их, запрещали им входить во внутренний двор Храма. Ревнители Торы характеризовали их как “народ, сидящий во тьме” (Мф 4:16/Лк 1:79) – метафора непросвещённости, нежелания галилеян полностью принимать законы Яхве. “Иудаизм” галилеян, если изредка они таковой исповедовали, приобретал порой настолько неортодоксальные формы, вплоть до синкретического смешения с языческими культами, что иудеи даже не рассматривали их как “прозелитов”, а только в качестве σεβόμενοι (“почитателей [Бога]”) (Деян 13:43, 16:14, 17:4,17, 18:7). Эти sebomenoi не считались полноправными членами общества Израиля.

f. Имя “галилеянин” в устах иудея звучало как религиозно-этническое ругательство, а судя по тому, что Иисуса называли “галилеянином” (Мф 26:69), можно судить о том, что иудеи не рассматривали Его как своего собрата ни в этническом, ни в религиозном отношении. В том же смысле они прилагали к Нему и оскорбительный эпитет “самарянин” (Ин 8:48), подчеркивая этим, что Иисус в их глазах был хуже язычников.

g. Что касается “еврейских” жителей Галилеи в век Иисуса и даже 100 лет спустя, то по мнению ученых о них можно говорить разве что как о колонистах из Иудеи, которые могли образовывать лишь отдельные рассеянные общины в крупных городах, но, по всей видимости, нигде в сельской местности. О евреях и еврействе в Галилее в чисто религиозном смысле можно что-либо утверждать лишь с конца II в. от Р. Х.

h. В основном Иисус проповедовал в Галилее, “ибо по Иудее не хотел ходить” (Ин 7:1), Он также посещал страны Тирские и Сидонские, Самарию, Десятиградие и Итурею. Люди приходили к Нему из всех прилегающих областей, включая Перею, Идумею, Финикию и Сирию (Мф 4:24-25; Мк 3:8; 7:24,31; Ин 4:39-40). Иисус проповедовал толпам язычников, и среди них особо следует выделить финикийцев (ханаанеев), которых иудеи люто ненавидели и желали истребить их всех поголовно (Втор 20:16, Чис 21:2-3). По заявлению Мк 1:38 (ср. Лк 4:43), Он вышел именно для того, чтобы благовествовать в селениях и городах Галилеи. Нет никаких свидетельств, что среди многочисленных толп, сопровождавших Иисуса, присутствовали иудеи. Этого и не могло быть, поскольку для иудеев “тереться” в толпе “нечистых” идолопоклонников было бы осквернением (Лев 20:26, И Нав 22:19, Ам 7:17, Ис 52:1, Эзр 6:21, 9:11), после чего необходимо каждый раз проходить специальные обряды очищения (Числ 19:11-19, 31:21-24). Чтобы увидеть Иисуса и вступить с Ним в полемику, фарисеям и книжникам приходилось снаряжать целые делегации из Иерусалима (Мф 15:1; Мк 3:22, 7:1). Всё это никак не вписывается в понятия об иудейском мессианстве ни в какой его даже самой “икономической” трактовке. Мессия Израиля должен был прийти к евреям и спасать только их. Такую мысль как раз и выражают некоторые подложные места Евангелий, испорченные иудейской редактурой, вкладывая в речи Иисуса запреты на посещение языческих стран и Самарии (Мф 10:5-6, 15:24), то есть фактически на то, что Он делал Сам.

i. Эпизод со срыванием колосьев (Мф 12:1-2), относящийся к галилейской миссии, в этом смысле показателен. Совершенно невероятно, чтобы фарисеи оказались в поле в субботу и обличали там Иисуса и Его учеников, так как в этом случае фарисеи сами становились нарушителями заповеди. Желание псевдо-евангелиста поместить фарисеев туда, где они быть никак не могли, заставляет задуматься о подлинности всех других отрывков, в которых фарисеи оказываются активными участниками дискуссий во время служения Иисуса в Галилее.

j. Однако горы и пещеры Гавлонитиды на сопредельных с Галилеей территориях издревле использовались в качестве убежища иудейскими повстанцами, которые во время Иудейской войны оказывали римлянам ожесточённое сопротивление. В нач. I в. н. э. Иуде Гавлониту (ошибочно названному “Галилеянином”) удалось основать целую философскую школу и сколотить партию “зелотов”, которая была поддержана фарисеями и доставляла римлянам много неприятностей. Но своих сторонников Иуда Гавлонит вербовал преимущественно не в Галилее, а в Иудее и в Заиорданье, где также проживало множество этнических иудеев. Галилейское население никогда не сочувствовало им. По сообщению Иосифа Флавия, жители галилейской столицы Тивериады добровольно сдались римлянам и встретили Веспасиана как своего “спасителя и благодетеля”, население Гисхалы приветствовало Тита как “благодетеля и освободителя города от его притеснителей [т. е. иудеев]” (Иуд. В. III, 9, 8; IV, 2, 5), а жители Сепфориса закрыли свои ворота перед Иосифом и запретили своим гражданам служить в еврейском войске (Жизнь Иосифа Флавия 65(346)), «потому что избрали своими господами римлян» (25(124)).

II.1. Галилея и её население: 2 комментария

  1. можно привести еще аргумент против иудейства конкретно назаретян: они хотели казнить через сброс с горы/аналог- расправа дельфийцев с Эзопом/,чего Тора непредписывает, естественно было б побить камнями.

    Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s