I.7. Тайная вечеря и Пейсах

t2айная вечеря не имела ничего общего с иудейским Пейсахом. Иисус игнорировал пасхальный ритуал. Посетив дом прокажённого непосредственно перед Пейсахом (Мк 14:3/Мф 26:6), Он сделал себя ритуально нечистым, намеренно не считаясь с законами чистоты накануне праздника (в Ин 13:3-12 Он очищает водой учеников, но не себя). Прокажённые должны были жить отдельно от здоровых и не сообщаться с ними, чтобы не осквернить их (Чис 5:1-4). Иисус открыто пренебрёг этим постановлением Моисея. Тем самым Он оскорбил религиозные чувства иудейских ревнителей, хотевших видеть в Мессии точного исполнителя Торы. Прикосновения Иисуса к прокажённым, кровоточивым и страдающим язвами давали им исцеление (Мф 8:3, Лк 6:19, Мк 5:25-30), поэтому Он никогда не омывался от “осквернения” по Закону Моисея, а за такое нарушение полагалась смерть (Чис 19:20).

b. Евангелисты не сообщают никаких подробностей о заклании Иисусом или Его учениками пасхального агнца, а также о том, что агнец вкушался за трапезой (а ведь подчеркнуть это вызывалось требованием лишний раз представить Иисуса настоящим иудеем), из чего можно сделать вывод, что агнец на Тайной вечере отсутствовал. Трапеза была вегетарианской. Значит Иисус не принёс положенную жертву в Храме, а сделать это Он обязан был только самолично, если находился в Иерусалиме, ибо перепоручать жертву агентам было нельзя (Втор 16:16-17). В богословском аспекте Иисус не мог приносить за Себя кровь, так как не имел греха и не нуждался в искуплении и очищении (1 Ин 3:5, 1 Пт 2:22, 2 Кор 5:21, Евр 4:15). Но если иудей без уважительной причины не совершает Пейсах, будучи в Иерусалиме, то тоже подлежит смертной казни (Чис 9:13). Отвергая кровавые жертвы как необходимое служение Богу, что следует из всей сути Его провозвестия, Иисус стал своего рода олицетворением Каина – протагониста осёдло-земледельческих производящих культур. Мирное бескровное приношение Каина от плодов земли Яхве отринул, а вместо этого принял кровавую жертву Авеля – протагониста семитов-кочевников, присваивающе-паразитирующих антицивилизаций. Убийство Авеля Каином в качестве возмездия явилось прообразом разрушения Храма и истребления иудеев римлянами.

c. Хотя в поздних искажённых редакциях синоптических Евангелий этот ужин представлен как “совершение Пасхи”, четвёртый евангелист не связывает его с пасхальной трапезой, называя просто “вечерей”. Пасху невозможно ни “совершить”, ни “приготовить” в доме (Мф 26:17-19/Мк 14:16/Лк 22:8-13 – образец неадекватности применения подобных формулировок), это можно сделать только в Храме, а в доме лишь “едят пасху” (Мк 14:12,14). Также празднование Пасхи не может быть “тайным”, тем более от иудеев и их жрецов. Об иудеях Иисус говорил на вечере отвлечённо, как о внешних, отделяя их от учеников (Ин 13:33, 15:19, 17:14,16). Согласно древнецерковному преданию, Иисус и апостолы употребляли на вечере квасной хлеб, а не опресноки. Вкушение всего квасного было строго запрещено иудеями при праздновании Пейсаха. Ин существенно расходится с синоптиками и в самой дате совершения Иисусом прощальной трапезы. По сведениям Ин, она состоялась днём ранее иудейского Пейсаха (Ин 13:1) – не тогда, когда совершали седер члены Синедриона (Ин 18:28). Поэтому мы принимаем версию именно четвёртого Евангелия относительно датировки Тайной вечери, а показания синоптиков, приурочивших её к “первому дню опресноков”, отвергаем как версию иудействующих с целью подогнать прощальный ужин Христа к пасхальным ритуалам и представить Иисуса и Его учеников иудаистами.

d. Приобщение кровью, пусть даже в чисто символическом плане, входит в полное противоречие с категорическим запретом Торы употреблять в пищу какую-либо жертвенную кровь (Лев 3:17; 17:12,14; Втор 15:23). Свою кровь Иисус назвал “кровью Моего Завета”. Поэтому причащение Его кровью могло расцениваться как ритуально-магическая замена вкушения Его жертвенной крови, пролитой на Кресте, как это, собственно, и понималось всегда в христианстве. С точки зрения иудаизма это было явным богохульством и откровенным нарушением Закона Моисеева, тем более что эта кровь была кровью человека. Ритуальное приобщение крови и плоти Мессии не вписывалось ни в какие мессианские представления евреев, а значит восходило к древним языческим мистериям.

e. Слова “сие творите в Моё воспоминание” (Лк 22:19) имеют подчёркнуто антииудейский характер. Моисей заповедал израильтянам вспоминать на своём пасхальном седере Пейсах, воспроизводя их бегство из Египта. Иисус же вместо воспоминания Исхода заповедует вспоминать себя[1].


Примечание:

[1] В богословии Павла Христос назван “Пасхой нашей” (1 Кор 5:7). Такое понимание Мессии полностью противоречило ветхозаветному представлению о его роли. Учение Павла о связи Иисуса с Пейсахом – лишь его собственная теологическая попытка интерпретации голгофской мистерии, поиск её прообразования в Торе. Но для иудеев подобная манипуляция выглядела бы так, как если бы им приказали вместо подлинной Пасхи принять какую-то другую, не имеющую основ в их религии. По сути, им предлагается забыть Исход, а это привело бы к разрыву с иудаизмом. Тезис “Пасха наша” скорее имеет смысл убедить иудеев отречься от Моисея, от всей ветхозаветной традиции, а вместо этого праздновать воскресение Христа. Преемства христианства от иудаизма в таком случае не получается. Мы видим замену, а не преемство. И именно так обстоит дело во многих других случаях.

I.7. Тайная вечеря и Пейсах: Один комментарий

  1. довольно свежая статья на тему евхаристии https://bibleinterp.arizona.edu/articles/last-supper-paul-and-qumran-tail-wagged-dog
    интересно, что допускается иудаизация в отношении Вечери:
    Later manuscripts render the text as “eat it again,” most likely to make it appear as though the Last Supper was in fact a “Seder.”

    Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s