IV.4. Осёл

b10 рамках триумфального шествия Христа в Иерусалим как древний сакральный центр осёл символизировал Столп мира или Мировую Ось. В Авесте упоминается трёхногий осёл с белым телом, стоящий посреди полярного моря Ворукаша. Другой авестийский трактат Бундахишн помещает этого чудесного осла в центр вселенной, где на горе, возвышающейся над Мировым Океаном, растёт Древо всех семян. Осёл также многократно упоминается в Ведах, где он является тягловым животным близнецов Ашвинов – спасителей и целителей людей.

b. Этот индоевропейский полярный архетип был хорошо известен в Средиземноморье в античную эпоху. В Дельфах, основанных выходцами из Гипербореи (по Мнасею, гипербореи назывались дельфами) было принято приносить в жертву Аполлону ослов. Они были жертвенными животными Аполлона, который по мифу приносил их в своём храме в Гиперборее. У родоссцев Аполлон отождествлялся с ослом. Ослу они приписывали функции Спасителя, приносящего спасение миру. У греков Созвездие Осла было соединено с Созвездием яслей, а именно в “яслях”, согласно преданию евангелиста Луки, был рождён Иисус.

c. Въезд Иисуса сопровождался срезанием пальмовых ветвей, которыми ученики устилали Ему дорогу. В зороастризме для обвязывания пучка барсмана используются полоски, вырезанные из листа финиковой пальмы. Это дерево в различных религиозных традициях служит символом бессмертия и верховной власти. Оно широко используется в зороастрийских обрядах и поэтому пальмы часто высаживались возле зороастрийских храмов, а подле пальмы, как правило, должен находиться источник с проточной водой. У мандеев пальма – Древо Жизни и фаллический символ мужской плодовитости. В виде пальмы, как считается, изображался Ирминсуль у германцев. На протяжении всей Эдды подчёркивается, что Мировое древо – это “вечнозелёное дерево”, каким и является пальма.

d. Главное в авестийском полярном образе осла то, что он является жертвой, благодаря которой мир приходит в движение и продолжает своё существование. Не случайно одной из форм Оси Мира служит жертвенный алтарный столб. Таким образом, Иисус, въехавший на осле в “пуп земли”, Иерусалим, и затем распятый на Столбе (σταυρός), символизировал собой искупительную жертву Бога на Мировом Древе для жизни мира.

e. В эзотерическом толковании восседание верхом на осле символизирует также приручение посвящённым своей низшей природы. Это второй смысловой уровень. Античный писатель Луций Апулей в своём сочинении “Золотой осёл” использовал осла как образ низшей материальной природы человека, проходящего этапы посвящения через разного рода испытания. Изображения распятого на кресте осла, появившиеся с раннюю эпоху христианства, являются гностическим символом, посредством которого гностики выражали свою уверенность в том, что на кресте страдало лишь материальное тело Иисуса, в то время как Его подлинная индивидуальность лишь наблюдала за происходящим со стороны. Ранних христиан называли asinarii (“ослопоклонники”), их критики обвиняли их в онолатрии – почитании осла.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s