III.4. Помазание

h14отя евангелисты по-разному описывают ритуал помазания, совершённый женщиной над Иисусом незадолго до Его казни, он также не имеет никаких основ в Ветхом Завете и во всей иудейской религии. Главное отличие между Лк и другими свидетелями состоит в том, что только третий евангелист представляет данное событие как покаяние падшей женщины, в то время как Мф, Мк и Ин ясно говорят, что помазание мирром было совершено в сугубо обрядовых целях и истолковано Иисусом как приготовление к погребению (Мф 26:12/Мк 14:8/Ин 12:7).

b. Версия Лк отражает, конечно, уже позднее искажение предания о помазании Иисуса, но и оно обнаруживает несоответствие с иудейскими традициями. Иудаизму полностью чуждо какое бы то ни было покаяние в распутстве. По Закону Моисея за это полагалась только казнь через побитие камнями. Тем более чуждо такого рода покаяние перед мужчиной, который, согласно тем же иудейским представлениям, будь он кем угодно – хоть пророком, хоть Мессией – не имел никакого права отпускать грехи. Распущенные волосы “блудницы” при этом никак не могли свидетельствовать о её желании покаяться, а наоборот подчеркивали небрежение к иудейскому благочестию. Общение за трапезой с “простоволосой” женщиной являлось явным нарушением иудейских норм. Иудею даже позволялось разводиться с женщиной, появившейся на людях в таком виде.

c. Помазание мирром головы Иисуса (по Мф и Мк) и/или ног (по Лк и Ин) указывает вновь на “языческие” истоки данного ритуала, особенно ввиду упоминания о его связи с погребением Спасителя. У иудеев всё, что связано с мертвецом или захоронением, считалось нечистым. Согласно иудейским обычаям, во время еды нельзя было дотрагиваться до волос, после стрижки или мытья головы предписывалось мыть руки, что указывает на ритуальную нечистоту, “опасность” волос. В вавилонской религии волосы соотносились с богиней неба Иштар, они вырывались в знак траура (как архаичное жертвоприношение), поэтому во время похорон плакальщицы распускали волосы.

d. Церковная традиция изображает Марию Магдалину с сосудом мирра, тем самым идентифицируя её как женщину, помазавшую Иисуса (Ин 12:3). Из этого следует, что помазание совершила вовсе не блудница, а близкая к Иисусу ученица из Галилеи с целью воспроизвести древний ритуал Hieros Gamos (“священный брак”), в котором женщина помазывала избранному мужчине голову и ноги (эвфемизм гениталий) в знак особой судьбы. В некоторых своих элементах сей акт напоминал этрусские мистерии. На этрусских культовых предметах в сценах преображения души покойного нередко встречаются женские персонажи со специальными алебастровыми сосудами в руках, которые изливают из них жидкость на вновь возрождаемого человека.

e. Символика помазания в древних мистериях изображала также инициацию священного царя, в которой жрица помазывала его перед дарованием ему судьбы в обряде Hieros Gamos. Помазание было частью подготовки к ритуальному сочетанию, в котором царь-жрец обретал силу бога, а жрица-царица превращалась в великую богиню, что имело те же самые эмоциональные или юридические следствия, что и обычная форма брака. Без силы женщины избранный царь никогда бы не правил и был бессильным. Во всех вариантах “священного брака” представительница богини в образе жрицы соединялась с избранным царём перед его ритуальной жертвенной смертью. Три дня спустя бог воскресал, а земля снова становилась плодородной. Мария Магдалина использовала для помазания головы и ног Иисуса мирро из чистого нарда, привозимого обычно из Индии. В тантрической традиции именно это масло использовалось для помазания ног и волос.

f. В различных вариантах описываемый ритуал проводился представителями культов умирающих и воскресающих богов, таких как Таммуз и Осирис. Супруга Осириса Исида вдохнула жизнь в его мёртвое тело, чтобы зачать младенца Гора. Появление Марии со специальным маслом для помазания Иисуса Христа говорит о её роли, подобной жрицам Исиды, чьи мази использовали для того, чтобы переступить порог смерти, оставаясь в сознании. Это позволяет говорить о ней в специфическом контексте магических традиций Египта. Как жрица и наречённая супруга бога она совершила обряд, который имел смысл защиты и направления во время мучительного распятия Иисуса и духовного посещения Им неведомых высот (путешествия по Древу), благодаря которому Он должен получить просветление и возрождение.

g. Концепция “священного брака”, актуализированного в ритуале помазания, очень важна для пони­мания Иисуса, Его миссии и Его связи с самой важной в Его жизни женщиной, которую в иерархии учеников Он ставил выше двенадцати апостолов. Помазание Марии, самое значимое из всех, даёт ключ к разумению всех таинств, совершённых Христом. Именно поэтому Он сказал, что Евангелие донесёт весть о сделанном ею “в целом мире” (Мф 26:13/Мк 14:9).

h. В связи с учением о еврейском Машиахе (евр. “Помазанник”) становится очевидно, что Иисус приобрел значение и титул Помазанника-Христа в контексте, весьма далеком от иудейской религии. Помазание на царство в Ветхом Завете всегда совершал или пророк, или верховный жрец. Женщина, занимая у евреев низкое и бесправное положение, ни при каких обстоятельствах, да еще и с непокрытой головой, не имела права совершать не только обряд помазания на иудейское царство, но и отправлять любые культовые функции. Иисус, несомненно, был “Помазанником”, но не являлся царём и Мессией Израиля. Его “помазание” имело совершенно иную природу, уходящую своими истоками в цивилизации нееврейских народов.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s