По вопросу о контактах Спарты с иудеями

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

sparta_leonid_kopya_schity_spartancev_car_300_3100x1656

В эпоху маккавейских войн совершенно неожиданно была обнародована информация о том, что царь Спарты Арий I (ок 309-265 до н. э.) объявил о еврейских корнях спартанцев. Стало известно, что он прислал письмо Иерусалимскому первосвященнику Онии, в котором выражал евреям поддержку и убеждал, ссылаясь на какие-то книги, что оба народа являются “братьями” по крови и потомками Авраама (1 Макк 12:1-23; 14:16-23).

Что нам известно о Спарте и её народе?

Основным населением древней Спарты (официально именуемой Лакедемоном или Лаконией) являлись ахейцы. Однако правящим классом в Спарте были не ахейцы, а завоеватели дорийцы, которые подчеркивали своё негреческое происхождение. Они называли себя потомками Геракла. Откуда они прибыли на Пелопоннес, точно неизвестно. Во всяком случае придумывать небылицы про то, что это были славяне, нет никаких оснований. Впрочем, некоторая связь дорийцев прослеживается со скифами через того же Геракла, которого понтийские греки считали прародителем скифов. Греки считали спартанцев (дорийцев) происходящими от финикийцев. Ахейцы в Спарте не имели никаких политических прав и подразделялись на имеющих относительные свободы и рабов. Таким образом, получается, что о своём еврейском происхождении официально заявляли не ахейцы, а их правители дорийцы. Это странно и мало правдоподобно, тем более что царь Арий говорил от лица всех спартанцев, а не представлял только какую-либо их этническую или социальную группу. В самом деле, этногенез ахейцев и дорийцев выявляет общие истоки этих двух народов, что я продемонстрирую ниже.

Теория тождества ахейцев или дорийцев с иудеями очень сомнительна. За эту “соломинку” любят ухватываться сторонники учения о “нордическом Израиле”. Однако в настоящее время ученые всерьез эту теорию не рассматривают, так как никто не сомневается в принадлежности ахейцев к типичным индоевропейцам, а иудеев – к семитам.

Распространённое заблуждение, будто ахейцы практиковали обрезание, следует опровергнуть. Согласно принятой интерпретации надписей в Карнаке акайваша (так египтяне именовали народ ахейцев) не имели крайней плоти. Но такое прочтение стало следствием неверного понимания лексемы ḳrnt, которая значит вовсе не “крайняя плоть”, а защитный чехол на гениталиях, который у ахейских воинов отсутствовал в отличие от воинов иных “народов моря”[1]. Из-за этой ошибки у А. Сейса и других в своё время даже наметился соблазн полностью отождествить евреев с греками-ахейцами (ахиява), которые в Библии вроде бы были известны как хевеи[2]. Однако мы знаем, что библейские хиви – это на самом деле искаженное на хеттской почве наименование хурритов. Тот факт, что хевеи подлежали поголовному истреблению в Ханаане наряду с другими местными племенами, делает эту теорию, конечно, ошибочной.

Ахейцы вторглись в Грецию еще на рубеже III-II тыс. до н. э. Они просто физически не могли быть потомками Авраама[3]. Сама греческая народность сформировалась в нач. II тыс. до н. э. с приходом первой волны ахейских племён на Пелопоннес и их можно назвать классическими эллинами. Ахейцы имели прямое отношение к Микенской и Крито-Минойской цивилизациям и, конечно же, к пеласгам, это были несомненно северные народы несемитского происхождения. Обрезание они никогда не практиковали.

Дорийцы, как уже было замечено, считали себя “гераклидами”. Но мать Геракла Алкмена, по мифу зачавшая его от Зевса, была дочерью Электриона, сына ахейца Персея, царя Микен. Выходит, по матери гераклиды тоже ахейцы. Но ставить точку на этом рано: муж Алкмены Амфитрион являлся племянником Электриона, и если он был реальным отцом Геракла, значит Геракл был ахейцем и по отцу. Геродот утверждал, что родиной Геракла была Финикия, где его почитали под именем Милькарта. Отсюда понятно, почему греки усматривали связь дорийцев с финикийцами.

Можно принять в расчет теорию о том, что дорийцы получили своё имя по названию древнего порта на побережье Леванта Дора, откуда они и могли прибыть на Пелопоннес. Дор был столицей народа тевкров, которые являлись выходцами из Трои (согласно Эсхилу и Вергилию). Но тевкры (как, собственно, и дорийцы) не были греками по культуре и языку, а были ближе скорее к этрускам и почти наверняка к лидийцам. Самоназванием лидийцев было сфардены, а их столица именовалась Сфарт (позже Сарды), откуда, очевидно, и произошло имя Спарта. Расцвет лидийского государства и Спарты приходится практически на одно и то же время – VII-VI вв. до н. э.

В то же время есть вероятность того, что название Спарта тоже было ахейским, так как местность Спарда находилась в Малой Азии и могла быть связана с проживавшим там же народом ахийява. Лидия получила название Спарда при Ахеменидах[4]. Согласно греческой мифологии Спарта – имя дочери Лакедемона, сына Зевса и Таигеты. Лакедемон построил город Спарту, назвав его по имени своей дочери.

Из этой совокупности данных, даже при всей их некоторой противоречивости, видно, что дорийцы и ахейцы были этносами близкородственными и имели общее происхождение, общих предков и сходные названия своих территориальных образований. Тем больше удивления вызывает их заявление о происхождении от Авраама – то есть о том, чего быть не могло, если только не признать в Аврааме самого Геракла или ахейцев и дорийцев семитами. Это, конечно, сильно подрывает доверие к документам, опубликованным в Маккавейских книгах. Но вовсе отвергать их как подложные тоже нет оснований.

Попытки навести мосты от Спарты к евреям через данайцев и финикийцев выглядят несостоятельными. Во-первых, финикийцы – это не евреи и никаким местом не могли быть ими. Это два разных народа, причем финикийцы гораздо более древний народ, проживавший на левантийском побережье задолго до появления в Ханаане евреев. Во-вторых, важную роль в подъёме финикийской цивилизации сыграли “народы моря”, которые имели самое прямое отношение к племенам эгейского региона и Анатолии. Именно они и сделали Финикию мощной морской державой Средиземноморья, а вовсе не семиты, которые никогда не были связаны с мореплаванием, а если и совершали какие-то морские экспедиции (например, при Соломоне), то только под финикийским патронажем. Финикийцы строили для евреев корабли и отправляли в плавание своих моряков (2 Пар 8:17-18). Судя по 3 Цар 10:22, у Соломона было всего два корабля и оба финикийские: корабль из Тира и корабль из Тартесса[5].

Такие заявления, как: “Гекатей Абдерский считал Даная евреем”, или формулировки типа “евреи-финикийцы” являются откровенной подтасовкой, в которую пускаются некоторые исследователи, чтобы обосновать теорию тождества спартанцев и иудеев. Один из них сделал следующий поспешный вывод на основе известного античного источника:

“По Гекатею Абдерскому выходит, что легендарный прародитель династии спартанских царей и основатель Аргоса Данай возглавлял ту часть евреев-финикийцев, которые не двинулись вместе с Моисеем из Египта в Ханаан, а переправились через море в Элладу”[6].

Этот аргумент имеет вес разве что для тех, кто не читал отрывки из историка и философа Гекатея Абдерского, современника Александра Македонского. Ничего этого по Гекатею при внимательном разборе его текста не “выходит”. Ссылки на “колено Даново” тоже неуместны, так как эти “даниты” попросту вообще не были евреями, а были вписаны в число колен Израилевых задним числом, как и ряд других народностей Ханаана, у царей которых хапиру служили наёмниками (см. подробно Приложение 4). Дан – это и есть один из анклавов данайцев на побережье Леванта.

Между тем сообщения античных источников о том, что тот же Гекатей Абдерский написал книгу об Аврааме, называемую “Авраам и египтяне”[7], ныне утраченную, вызывает определённый интерес. Не в ней ли содержалась разгадка? Из отрывков Гекатея понятно, что он описывает событие изгнания из Египта гиксосов, в состав которых входили ахейцы. Но он ни в коем разе не смешивает их с евреями, разве что ссылается на то, что всех их египтяне считали “чужеродцами”. Однако чужеродцы – это еще не один и тот же народ. Тем более Гекатей это подчеркивает, говоря о “множестве всяких иноземцев” – т. е. они были разные. Сейчас уже мало кто из ученых сомневается в том, что гиксосские фараоны были индоевропейцами, захватившими власть в Египте, начиная с середины XVII в. и правившие там целое столетие. Именно в то же самое время в Египте находились и предки евреев, которых египтяне изгнали вместе с гиксосами при фараоне Яхмосе I. Причем ахейцы отплыли в Эгейский регион, а евреи ушли в Ханаан – каждый, стало быть, отправился на свою родину[8]. Обратимся непосредственно к тексту Гекатея:

“Когда в Египте в древние времена случилась повальная болезнь, народ приписал эти несчастья божественному гневу. Дело в том, что страну наводнило множество всяких иноземцев, державшихся инаких обычаев в богопочитании и жертвоприношениях, и это привело к упадку завещанного от предков поклонения богам. И тогда исконные жители этой страны рассудили, что не видать им конца этим бедствиям, покуда не прогонят чужеродцев. Чужаков тотчас изгнали. Как рассказывают, самые выдающиеся и деятельные из них объединились и отправились в Элладу и в какие-то еще страны следом за прославленными предводителями, среди которых Данай и Кадм считались самыми знаменитыми. Но большинство народа отправилось в изгнание в землю, называемую ныне Иудеей, расположенную недалеко от Египта и в те времена совершенно безлюдную. Вел переселенцев человек по имени Мосес, далеко превосходивший других как мудростью, так и мужеством”[9].

Как известно, цари Спарты вели свои генеалогии от этих Даная и Кадма, которые по сведениям древних историков и поэтов сыграли выдающуюся роль в эллинистической цивилизации. Данай правил в Ливии, а Кадм являлся последним гиксосским фараоном Хамуди. Британский египтолог Дэвид Рол считает, что в Египте предки евреев были подданными этих царей, но этнически отличались от них, так как гиксосы являлись не семитами, а индоевропейцами. Поэтому связывать Кадма и Даная с семитами в этническом аспекте крайне невежественно. Зато вовсе нельзя исключать, что спартанский царь Арий, читая Гекатея, допустил ту же самую ошибку, что и современные не очень внимательные историки, смешав их. Именно такое объяснение мнимого спартанско-иудейского родства выдвинули голландский исследователь С. Шуллер[10] и американский историк М. Гинзбург[11]. Они полагали, что именно Гекатей повлиял на Ария, который изучал все доступные источники того времени, могущие пролить свет на историю народа Спарты. По мнению Гинзбурга,

“идея взаимоотношений между иудеями и спартанцами могла возникнуть у Ария вследствие легендарного рассказа Гекатея в его “О египтянах” о том, как иудеи вместе с другими чужеземцами, среди которых были Данай, Кадм и другие, были изгнаны из Египта во время эпидемии… пересказ этого исхода и общих лишений изгоев в течении их скитаний естественным образом наводит на мысль об их взаимоотношениях. И в виду того, что одним из изгоев был Данай, прародитель спартанских царей, корни легендарного генеалогического древа, объединяющего спартанцев и иудеев, становятся очевидными”.

Таким образом, выведение спартанцами своего генеалогического древа от Авраама, праотца иудеев, стало исторической ошибкой спартанского царя Ария, которого ввело в заблуждение не очень ясное повествование Гекатея Абдерского об обстоятельствах исхода евреев и гиксосов из Египта. Эта ошибка, естественно, была поддержана иудеями, поскольку им был очень выгоден любой военный союз, особенно с таким сильным и влиятельным государством Средиземноморья как Спарта.

______________________

На этом, кажется, всё… Надеюсь, я дал исчерпывающую информацию по всем вопросам, связанным с древнееврейским этногенезом, и спорить об их происхождении или опровергать очевидное более не придётся.

© Л. Л. Гифес
Till, Ингерманландия
ноябрь 2013 – март 2020 (исправления)

>ОГЛАВЛЕНИЕ<


ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] См.: Сафронов А. Несуществующий обычай обрезания у греков-ахейцев (значение египетской лексемы ḳrnt). // Вестник МГОУ. Серия “История и политические науки”. № 1.

[2] См.: Сейс А. Расы Ветхого Завета. М. 2016, стр. 20.

[3] Жизнь Авраама иногда относят именно к этой эпохе. Но даже если бы это было так, его потомки просто не успели бы настолько расплодиться, чтобы составить столь многочисленный народ, при этом пересечь Средиземное море и заселить Элладу. В действительности Авраам жил несколькими веками позднее.

[4] Нельзя не заметить тот же корень, указывающий на ахейцев, и в самом имени легендарного основателя персидской династии Ахеменидов Ахемена, которое можно перевести как “человек ахеец” (др.-перс. Хахаманиш).

[5] Странно, что некоторые переводы дают здесь множ. число “корабли”, хотя в оригинале ед. число (ónî), тогда как во множ. числе должно писаться óniyyôt. В 3 Цар 9:26 в синод. перев. передаётся правильно: “Соломон сделал корабль (ónî) в Эцион-Гебере”. Однако в действительности, исходя из 2 Пар 8:17-18, этот корабль (в данном случае переделано на “корабли”) прислал Соломону Хирам. Россказни про флот Соломона, таким образом, являются по большей части выдумкой интерпретаторов, подменивших “корабль” “кораблями”.

[6] См.: Зелев А. Израильское колено Дана, Данайцы и Спарта.

[7] См.: Греческие и Римские авторы о евреях и иудаизме. Составитель Штерн М. Т. 1. От Геродота до Плутарха. М. Иерусалим. 1997, стр. 22.

[8] Подробнее см.: Л. Л. Гифес. Ариохристианская экзегетика библейских писаний. Этнокультурный и исторический контекст. / Когда и при каком фараоне произошел Исход. Гиксосы – индоевропейцы.

[9] Цит. по: Греческие и Римские авторы о евреях и иудаизме. Т. 1, стр. 27-28.

[10] S. Schuller. Some Problems Connected with the Supposed Common Ancestry of Jews and Spartans and Their Relations During the Last Three Centuries B.C. J. Semitic Studies, 1956; 1: 257-268.

[11] Michael S. Ginsburg. Sparta and Judaea. Classical Philology, vol. 29, no. 2 (Apr. 1934), pp. 117-122. Published by: The University of Chicago Press.

По вопросу о контактах Спарты с иудеями: 4 комментария

  1. //В эпоху маккавейских войн совершенно неожиданно объявил о еврейских корнях спартанцев царь Спарты Арий I (ок 309-265 до н. э.). //

    эпоха маккаби это второй век а не третий

    Нравится

  2. Обычный памфлетический вброс.
    Про финикийцев: читал в каком-то источнике, что это те же египтяне изначально были, просто переселённые и сформировавшие потом отдельный этнос.
    Розенберг считал, впрочем, как финикийцев, так и этруссков с пеласгами чуждой малоазиатской культурой.

    Нравится

    1. Розенберг в данном случае ошибался. Финикийский этнос гибридный, в нем в период его расцвета стали доминировать народы моря, которые являлись индоевропейцами, так как семитам чуждо морское дело. Нельзя исключать, что кто-то приходил из Египта (хотя земля Пунт это явно не Египет, так как египтяне сами плавали в землю Пунт, откуда пришли первые финикийцы). Египетское культурное влияние очень заметно в Финикии, но это скорее именно влияние.

      Нравится

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s