Кем или чем были колена Израилевы?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Сначала коснёмся вопроса “северных колен”. Израиль издавна имел притязания на территории Галилеи, однако по существу евреям так и не удалось на них закрепиться. Поэтому в Библии за Галилеей утвердилось звание “страны языческой”, “Галилеи иноплеменников” (Ис 9:1-2; Мф 4:15; 1 Макк 5:15). Да и сами эти т. н. “колена” являлись не чем иным, как разными племенами местного ханаанского происхождения, а также иммигрантами, которые были искусственно объединены в племенной союз под названием Израиль. Как известно, только северные территории расселения “еврейских” колен назывались Израилем, тогда как южные носили название Иудея. Однако Израиль и Иуда – это имена финикийских божеств, что следует из финикийской мифологии Санхунйатона Беритского.

Итак, согласно библейским данным земли Галилеи были отданы коленам Завулон, Ашер, Нептали (Неффалим), Дан и Иссахар. Все эти названия подозрительно напоминают имена языческих богов и богинь: Баал-Зебула, Ашура (или Ашеры?), Дану, Ишкура[1]. Нептали(м) (nāp̄tālî) это, возможно, искажение от нефилим (nǝp̄īlîm), но есть и другие объяснения. Нептали(м) скорее всего упоминается в Быт 10:13 как Нептухим (nap̄tūḥîm) – “народы Птаха” с неизвестной локализацией. Вероятна также связь с именем богини Нефтиды (Nephtis), егип. Небетхет, или даже с этрусско-римским Нептуном (Neptune). Тотем колена Нептали – олень (Быт 49:21)[2], преимущественно северное животное (у евреев считающееся нечистым).

Имя Зебулун (zәḇulûn) найдено на египетских “черепках проклятия”, датируемых концом Среднего царства. В них засвидетельствован “правитель пустыни Зебулон”. Зебулон как племя встречается также в текстах из Рас-Шамра (Угарит) наряду с племенем Ашер[3]. Забулистаном называлось иранское княжество, одна из областей Афганистана (Бактрии-Аратты), иначе называемая Дрангианой, это родина легендарной иранской династии Кавиев.

Предлагаются и другие идентификации северных галилейских колен Израиля.

“Еврейский историк Г. Гринберг в книге “Тайны Моисея” вполне убедительно доказал различное расовое происхождение части 12 колен. Гринберг пришел к выводу, что населявшие Галилею и Израиль колена Дана, Асира, Завулона и Иссахара “не принадлежали к древнееврейским племенам, и не принимали участия в Исходе”. Они были либо коренными жителями Ханаана, либо представителями так называемых “народов моря”, то есть народов индоевропейского корня. Племя Асир вероятнее всего – это сарданцы, племя Иссахар – это секлешцы, участвовавшие в нападении “народов моря”. Вместе с этими народами в нашествии на Палестину и Египет участвовали эквешцы, терешцы, луккийцы, денийцы, вешешцы и пелестяне. Последние – это, очевидно, филистимляне, которые наиболее долго и успешно противостояли иудейскому государству. Племя Дан – это, видимо, данайцы (денийцы). Они, возможно, участвовали в Исходе из Египта во главе с Кадмом и Данаем.

Колено Неффалима не было “частью народа Израиля и было включено в состав позднее, возможно в период завоеваний Давида или Соломона”, – утверждает Г. Гринберг. По всей вероятности племя Неффалима было одним из ханаанских царств, которым правил царь Асора Иавин.

Обо всём этом в первую очередь свидетельствуют разночтения колен в книгах Бытие, Второзаконие, Судей (в песне Деборы), Иешуа Навина. Поэтому перечисленные выше якобы иудейские племена и не участвовали в первоначальном разделе ханаанских земель, как это указано в иудейских источниках – в Танахе (трактат Дварим), в Гемаре (трактат Бава-Батра) и книге Иешуа Навина в Библии (главы 14-17).

Весьма показательно, что в явно сфальсифицированном поздними редакторами месте книги Бытия, где Иаков благословляет якобы своих сыновей, Завулон, Иссахар и Асир стоят особняком от остальных потомков Иакова. По словам Иакова, все они должны будут работать, созидать, обслуживать и т. д. Например, Завулон должен был быть корабельщиком, Иссахар – работать как осел, Асир – доставлять провизию в царский дворец (Быт. 49:13-15,20). Реальные сыновья Иакова по его завещанию никакой работой не должны были заниматься. Это говорит о том, что Завулон, Иссахар и Асир не были сыновьями Иакова, а упоминание о них в книге Бытие является позднейшей вставкой, призванной привязать эти племена к иудейской государственности и внушить им необходимость работать на своих южных соседей”[4].

Ведущий атлантолог Фрэнк Джозеф считает, что “народами моря” являлись племена Атлантиды, покинувшие её после последней катастрофы (он датирует её периодом 1240-1159 гг. до н. э.). И среди этих народов моря в источниках упоминается “народ Кел”, который и являлся протокельтами[5]. Эпонимом кельтов считается Кельт, сын Геракла и Стеропы, дочери Атланта. Правящая династия Атлантов происходила от союза Посейдона с Клейто (она же Каллисто?) – женщины, имя которой фонетически похоже на кельтское (греч. этимология неясна). Сами кельты были уверены в том, что их народ происходит от богов, прибывших с “Острова Стеклянных (т. е. ледяных) Башен”. Александрийский ритор I в. до н. э. Тимаген описывает широко распространённое среди “варваров” убеждение в том, что предки современных галлов прибыли в Западную Европу с острова в Атлантическом океане, который пропал в пучине вод[6].

В состав морской коалиции “людей моря” входил также народ “венетии”[7], который мог быть идентичен финикийцам. Но мы знаем, что венеты были именно кельтским племенем, хотя оно и воевало на стороне римлян против галлов.

Двенадцатиколенное деление возникло у евреев не сразу. Это число не было первоначальным. Судя по перечню из Песни Деборы (Суд 5:14-18), колен сначала было десять: Ефрем, Вениамин, Махир, Зебулун, Иссахар, Реувен, Галаад, Дан, Ашер, Нептали. Из списка мы видим, что два имени к тому же отличаются от традиционных – Махир и Галаад, а Гад, Менаше и Шимеон отсутствуют. Шимеон не упомянут и в “благословении Моисея” всем коленам (Втор 33:1-29). Число десять возникло скорее всего как альтернатива тем десяти племенам, которые в Ханаане должны были быть стёрты евреями с лица земли (Быт 15:18-21). Это доказывает как фальшивость и вторичность двенадцатиколенной системы, так и самой израильской истории, составленной не как реальная, а как ритуальная история.

Как справедливо замечает философ-эзотерик А. Шустова:

“Зная символизм древних писаний, исследователь никогда не будет искать пресловутые десять племен Израилевых, якобы исчезнувших в период пленения. На самом деле евреи имели только два “племени”, или даже скорее касты, – это “племя” Иудино и священническая каста левитов”[8].

Некоторые исследователи рассматривают ряд имён-эпонимов израильских колен как формы имён собственных (Шимеон, Менашше). Другие же имена, в числе них Иуду, Зебулуна, Ашера, Нептали, Бини-Ямина, Ефрема, они соотносят с географическими названиями. Полагают, что Иуда, Ефрем и Нептали первоначально были связаны с наименованием горных цепей – “гора Иуда”, “гора Ефрем”, “гора Нептали” (И Нав 20:7) – а позднее были экстраполированы на группы обитателей соответствующих регионов. Зебулун, вероятно, имеет значение “нагорье”, Ашером египтяне называли прибрежный район к северу от Кармеля в период поздней бронзы[9]. Ашер (’āšēr) также могло быть производным от егип. имени Асар (Осирис).

Имя Иуда (yәhûḏāh) могло происходить от одного из имён Тота – Jehuti. Любопытно, что в зороастрийской мифологии появляется такой персонаж, как Уда или иначе Ауд, чьи предки все до единого были “злейшими дэвами” и вели свой род от самого Злого Духа. Дочь этого Уды породила Ажи Дахаку или Заххака, по имени которого, очевидно, был назван Исаак (yiṣḥāq)[10].

Склоняясь к мысли о том, что двенадцатиколенное деление у евреев имело скорее всего ритуальный характер, я считаю, что такая схема могла отражать строй военных полков, каждый из которых получил своё священное название и инсигнатуру, подобно тому как полкам фараона Рамсеса II в битве при Кадеше были присвоены божественные имена Ра, Амона, Птаха и Сета. Отчасти это подтверждается кумранским Свитком войны (1Q M, 4Q Ma), где колена и рода служат обозначением военных станов – “боевых чередов полков Божьих” – в апокалиптическом сражении “для гневной мести Его (Бога) всем сынам Тьмы”, т. е. носят такую же символическую (чисто ритуальную) функцию. Лагерь израильтян, описанный во 2 и 3 главах книги Чисел, имел квадратную форму, подобно лагерю Рамсеса II. Схематически становое положения колен выглядят так:

Расположение колен Израилевых в стане
(Чис 2:1-31)

kolena

Итак, происхождение двенадцати колен, судя по всему, возникло на основе древнееврейского (заимствованного у египтян?) священного воинского ритуала, приспособленного к походным условиям пустыни. Эти колена не отражали израильской племенной генеалогии, каковая была им приписана позднее на основе включения в общество Израиля разнообразных этнических групп ханаанского и внеханаанского происхождения.

По мнению некоторых ученых, двенадцатиколенная система могла появиться в качестве подражания египетскому делению страны на двенадцать административных округов при фараоне Шешонке, основателе XXII ливийской династии, современнике Соломона.

Назначение уделов для колен Израилевых, о чем говорится в Книге Иисуса Навина, тоже весьма условно. Скорее это был лишь стратегический план на будущее, который так и не удалось реализовать. Некая жадная делёжка шкуры неубитого медведя.

В амбициозный проект евреев по захвату Ханаана входило завоевание всей земли филистимлян, всей Финикии, областей Гессура и Башана, и даже всего Ливана (И Нав 13:1-13). Ничего этого сделано не было. Вместе с многими другими специалистами в области библейской критики я полагаю, что и вся карта распределения еврейских колен на территориях Ханаана столь же мифична, как и фантастическое завоевание евреями этой страны с помощью палок, каменей и ослиных челюстей. Границы Земли Обетованной в книгах Иисуса Навина и Чисел (гл. 34) не совпадают. Согласно книге Чисел они соответствуют территории египетской азиатской провинции в период Нового царства (XV-XIII вв. до н. э.). Причем Заиорданье оказывается за пределами Земли Обетованной точно так же, как оно не входило и в азиатскую провинцию Египта.

На карте, приводимой ниже, составленной на основании книги Иисуса Навина, в которой указаны территориальные пределы для каждого колена, мы можем видеть, где должны были закрепиться израильтяне. Например, колену Дан должен был принадлежать филистимский Екрон, а колену Ашер – Тир и Сидон.

i-18

Почему евреи назвали Финикию Асиром (Ашером), если евреи никогда не занимали её территорию? Или, может быть, они присвоили себе завоевания какого-то другого народа, включив его в свою историю? Именно так и случилось. Исторические документы Угарита, архивов Амарны и хеттской клинописи свидетельствуют о создании царем Абди-Аширтой и его сыном Азиру буферного государства Амурру в границах земель колен Нептали и Ашер, соответствующего по времени правлению израильского судьи Гедеона.

“Политическая программа первого правителя Амурру Абди-Аширту озвучена в письме правителя финикийского Библа Риб-Адди к фараону Аменхотепу III: “Соберитесь, и нападем на Библ, выгоним градоначальников из стран, и тогда все страны присоединятся к хапиру…” Абди-Аширта обращается за поддержкой к населению, отделяя его от проегипетски настроенных правителей. Через своих агентов Абди-Аширту склонял к восстанию жителей Тира, Амбии, Гезера, Иерусалима, Зилу. И такие выступления состоялись. Абди-Аширту удалось захватить таким образом Амбию, Иркату, Ардату и центр египетского наместничества Цумор. При Азиру, сыне Абди-Аширту, завоевания в Финикии были расширены. Правители Сидона, Тира и Библа – уже на стороне хапиру”[11].

Итак, наёмники хапиру (евреи-ибри) участвовали в восстании, поднятом аморейскими царями, и в составе их войска подчинили финикийские города. Северные территории Палестины были охвачены смутой и началась гражданская война, описанная в книге Судей и находящая чёткие параллели с событиями, о которых говорится в упомянутых источниках и которые совпадают как по месту, так и по времени. В именах Абди-Аширту и Азиру есть общая компонента “Асир”, которая и послужила названием для мифического израильского колена Ашер[12]. Хурритским термином аширет, между прочим, называлось военное сословие, объединяющее молодых воинов марианну и существующее за счет налогов с окрестного населения[13]. Более того, целый ряд совпадений в описании войн Гедеона с бунтом хапиру в составе аморейских формирований под главенством Абди-Аширту и Азиру позволило ученым отождествить этих правителей с Гедеоном и его сыном Аби-Мелеком[14].

То есть никакого еврейского колена Ашер никогда не существовало, это были амореи, в союз с которыми вступили хапиру, а хапиру, согласно источникам, часто нанимались в войска разнообразных правителей.

Таковыми же полумифическими коленами, надо полагать, были и разные “ишкуры”, “зебулуны” и “нефилимы”. Это были территории и племена, названные именами нееврейского происхождения и затем включенные в израильский союз, потому что имели в своих рядах наемников-хапиру, вероятно ассимилировав их.

Племя Дан (dān) само по себе исторично и безусловно существовало. Но это было тоже не еврейское колено. Из угаритского эпоса известно о стране Данниту. Дан, как видно из карты, примыкал непосредственно к территориям Philistia и даже входил частично в зону филистимских владений. А значит наиболее вероятно, что даны были пеласгическим племенем, относящимся к “народам моря” (Дануна египетских надписей). Главный их анклав, царство Адана, располагался на равнинах Киликии в Малой Азии, на территориях арийского (хурритского) княжества Киццуватны, по-хеттски – Adanawanai. Поскольку позднее царство Адана носило имя Кауэ, то можно предположить, что эти аданы имели отношение к ахейцам.

Нужно подчеркнуть, что колено Дан вступило в войну против Гедеона (Абди-Аширту), будучи не на стороне восставших, что может служить еще одним косвенным подтверждением тому, что это колено не было еврейским. Дан существовал уже при Аврааме (Быт 14:14), поэтому даниты никак не могли быть его потомками. Тотем колена Дан – змея (Быт 49:17), символ белых богов.

Само распределение территорий между коленами выглядит тоже каким-то странным. Почему, например, колену Менаше, несмотря на то что оно было даже не коленом, а всего лишь полуколеном, достались по меркам Ханаана огромные территории по обе стороны Иордана, а остальные евреи довольствовались, можно сказать, клочками земли или пустынями, как в случае с коленом Иуда? Такое деление не выглядит справедливым, особенно, если учесть, что колено Дан считалось самым многочисленным среди Израиля. Но оно оказалось буквально зажатым со всех сторон территориями своих соседей. Неожиданно даны оказываются на севере, в Галилее. Причина их вторжения туда оговаривается особо: “И вышел предел сынов Дановых мал для них” (И Нав 19:46). Поэтому они пошли войной в Лашем и фактически заняли часть территории другого израильского колена – Нептали. Даниты, таким образом, на карте Израиля, образовались в двух экземплярах. Не потому ли, что евреи, состряпавшие эту карту, просто не знали, куда поместить целый народ, который расселился на многих территориях Ханаана?

С коленом Дан, как выше упоминалось, связана наиболее архаическая мессианская традиция, реализовавшаяся в лице полубожественного исполина Самсона – образа, явно списанного с греческого Геракла (что хорошо видно, например, из сюжета с растерзанием льва). В действительности, если исходить из мифологических предпосылок, время жизни обоих персонажей приблизительно совпадает, что дало повод в 1963 г. Пьетро Франчиши снять довольно эклектичный фильм “Геракл против Самсона”. Даже из библейского повествования создаётся впечатление, что Сампсон как-то связан с пеласгами: все его взоры и устремления направлены в Филистию, куда он ходит, чтобы выбрать себе невест, причем для него стало тенденцией отвергать “дочерей Израилевых”. Впоследствии с коленом Дан связано создание религиозного центра при израильском царе Иеровоаме. В Дане, как мы знаем, был установлен один из Тельцов, служивших символом Ваала-Яхве.

*     *     *

Кратко коснусь вопроса идентификации других “колен Израилевых”, которые расселились вне областей Галилейского моря. Это даст дополнительный материал для выяснения общей генеалогии т. н. “еврейского народа”.

Колено Гад (евр. gāḏ). Не исключено, что первоначально это колено называлось Галаад (gil‘āḏ – Суд 5:17). В Палестину этот народ попал, вероятно, тоже на волне вторжения “народов моря”. Но в надписи на моавитском камне Меши сказано, что Гад жил в Заиорданье “извечно”. Интересно, что Гад поддерживает Дана в борьбе с Гедеоном (Абди-Аширту), значит Гад и Дан скорее всего были родственными племенами. Также есть вероятность, что колено Гад названо по имени народа гутиев (или кутиев). Последние входили в состав северного арийского народа Умман Манда. Имя Кутий восходит к хуррито-митаннийскому гата – лепёшка из белой муки. В дальнейшем следы гутиев теряются, и это имя в I тыс. до н. э. применялось по отношению к различным народам, обитающим к северу и востоку от Вавилонии (урарты, манна, мидяне). Иудеи считали ḵutiy’îm самарянами. Во времена Саргона I ему противостояло кутийское княжество Simurrum, от имени которого произошло название Самария (ассирийск. Sa-me-ri-na-a). В 4 Цар 17:24 сообщается о переселении людей из Куты в Самарию. Скорее всего гутии – иранский народ, родственный тохарам. Также можно провести аналогии с готами и хеттами (евр. ḵittiy’îm – позже евреи так называли римлян[15]). Помимо этого, в кельтском эпосе имеется этноним, напоминающий название рассматриваемого колена – гойделы (или гэлы). Гойделы победили племя богини Дану, завоевав Ирландию. Может ли быть простой случайностью такого рода соответствия: Гад/Галаад и Дан еврейской Библии, и гойделы/гэлы и племя Дану кельтских мифов? Причем все они внутри своих традиций оказываются между собой в тесном взаимодействии. Еще одна идентификация имени Гад обретается в Ис 65:11, где назван одноимённый ханаанский бог судьбы גד (gaḏ), известный у финикийцев как Хагад[16]. Невозможно не упомянуть в этой связи и бога подземного мира Гадеса, почитаемого греками и финикийцами.

Манассия (евр. mәnašehМенаше или Маннашех). Это колено, судя по всему, могло быть названо по имени прародителя ведийских ариев Ману, которое также носили легендарные цари: первый египетский фараон Менес и критский царь Минос. В старшем футарке известна руна Маннас, которая означает человека или бога во плоти. В одной египетской надписи эпохи Среднего царства времён фараона Сенусерта III (ок. 1872-1853 гг. до н. э.) содержится короткий отчет о вторжении в страну Ретену египтян, где они воевали с неким народом менасиу (mntyw). Здесь можно выдвинуть две версии: или этот народ происходит от маннеев, индоариев Умман Манда (страна Манна называлась также Манас, с окончанием именительного падежа -aš), или же Манассия – не что иное, как минойцы, критяне, а значит еще одна ветвь пеласгов. Это может служить объяснением, почему данным коленом была охвачена наибольшая территория и почему оно, наряду с Даном и филистимлянами, имело выход к морю, в отличие от других колен. Заметим, что с восточной стороны Иордана колено Менаше занимало область Галаад. На территории колена Менаше с запада располагался прибрежный город Дор, что позволяет сделать предположение об основании его дорийцами (народом, родственным пеласгам). На Доре следует сосредоточить пристальное внимание. Это был крупнейший порт всего Леванта, он являлся столицей народа тевкров – древнего населения Трои. После падения Трои народ tjkr в составе “народов моря” сначала переселился на Кипр (где позднее был завоёван и ассимилирован греками), а затем в Палестину. Когда евреи делили Палестину, Дор должен был стать владением колена Ашер, но затем был отдан Менаше. Но он “не выгнал жителей Дора” (И Нав 17:11, Суд 1:27), потому что никакие “евреи” не собирались их выгонять, ибо евреев там и не было. Иудейские редакторы явно запутались, к какому же колену отнести Дор, который был захвачен евреями лишь в их мечтах. В уже упомянутом месте Ис 65:11 вместе с Гадом упомянуто еще одно ханаанское божество, арийское по происхождению – Мани (mәnî, מני).

Ефрем или Ефраим (евр. ’ep̄rā́yim). Под ним могут скрываться ephrati – люди с Евфрата (‘ефрафяне’) (’ep̄rāṯîm – см. Суд 12:5; Руф 1:2; 1 Цар 1:1, 17:12; 3 Цар 11:26). Название колена фонетически близко к ибри-хапиру, но это вовсе не обязывает данное племя соотносить с евреями или вообще с любыми семитскими кочевниками. Это мог быть любой народ, пришедший с Евфрата. Например, ephrati могли быть или митаннийцами, или касситами, или хурритами-субареями. Как мы выяснили при разборе генеалогии Давида, который происходил от ефрафян[17], наиболее вероятен вариант с хурритами. Клан ефрафян присутствует в Вифлееме иудейском. В 1 Цар 17:12 отец Давида назван ефрафянином, и при этом подчеркивается, что ефрафяне – это не иудеи. Но если ефрафяне были семитами, то каким образом от них могли рождаться блондины, как в случае с Давидом? Итак, колено Ефрем означает переселенцев с Евфрата (скорее всего арийских). Тотем Ефрема – бык, символ производительных сил у индоариев.

Рувим. Библейская трактовка этого имени может быть вторичной народной этимологией (Быт 29:32). Традиционное еврейское произношение – Реубен, rəʾûḇēn (ראובן). В древнееврейских генеалогиях известен некий предок еврейских патриархов Реу (Быт 11:8). В соединении со словом bēn по-еврейски это может дать значение “сын Реу”, где reu образовано от rei и значит пастьба скота (см. Стронг 7466, 7471), то есть “сын реу” – это пастух. Реубен – ‘колено пастухов’ – имя, не несущее никакой этнологической информации. Другое объяснение, вероятно, содержится в указании И Нав 15:6, 18:7 о местечке в районе низовьев гор к югу от Иерихона под названием “камень Бена (בהן), сына Реубена”. Первоначально этот камень назывался “камнем-пальцем”, а позже он стал ошибочно пониматься как имя собственное, носитель которого представляется реувенитом[18]. Какие-либо другие объяснения затруднительны и будут выглядеть слишком надуманными.

Вениамин (евр. ḇinyāmīn). Скорее всего это часть аммонитян по западную сторону Иордана. Как видно по карте, здесь же, но только с восточной стороны, проживало племя Аммон. В Библии аммонитяне почти всегда называются бен-амон (евр. ḇәnê-‘amôn – בני־עמון), происходя от бен-ами (евр. ben-‘amî – בנ־עמי) (Быт 19:38). Сходство в названии и близкая друг к другу палестинская локализация этих племен заставляет признать их тождество. Не исключается также значение – сыны Йамму (Ямы). Во Втор 2:19-20 есть указание, что земля Бен-Амон прежде была землёй Рефаим. Еще одна территория, обозначенная как Аммон, оказывается далеко на севере, по нижнему течению р. Оронт. Из финикийских преданий известно, что хранителями священной традиции, писавшими посредством тайных письмён, являлись некие загадочные аммунеи, которые представляли собой храмовый персонал в Финикии. Предположительно эти аммунеи являлись жителями горы Аман, а их письмо было угаритским[19]. Иерусалим входил во владения именно колена Вениамин, иудеи фактически присвоили город себе на незаконном основании. Нельзя не вспомнить тот факт, что племя Бини-Ямин известно из табличек царства Митанни как проживающее на берегах реки Хабур. В табличках Мари этот народ упоминается как BinuJamina, будучи племенем амореев, по-аккадски называемым MaruJamin[20]. Таким образом, они прибыли к рубежам Палестины из Верхней Месопотамии. Не исключено, что это митаннийский народ, тоже индоарии, поэтому в названии его, вероятно, фигурирует имя ведийского бога Ямы. Ничего удивительно нет в том, что митаннийцы владели Иерусалимом и Иерихоном – самыми крупными центрами с исторически индоевропейским населением. Также это объясняет, почему первым израильским царём был именно вениамитянин Саул и почему евреи так противились установлению монархии как совершенно чуждому себе институту. Саул был, конечно, индоарием, и это подтверждается тем фактом, что ростом он превышал всех израильтян на голову и по красоте не было ему равных среди еврейского народа (1 Цар 9:2). Царь Шувардата был митаннийским правителем города Килту, расположенного близ Иерусалима. Фактически, племя Вениамин было дискредитировано и почти полностью уничтожено евреями, о чем рассказывается в Суд 19 и 20. Причем возглавляло операцию по геноциду вениамитян колено Иуда, заинтересованное в присвоении их территорий (Суд 20:18). У митаннийцев Бен-ями была, по-видимому, хорошо вооруженная армия, хоть и во много раз уступавшая в численности “израильтянам”, но при этом нанесшая им серьёзные поражения в ходе гражданской войны (Суд 20:21,25). В итоге племя “сынов Ямы” было разгромлено, так что “не стало у Израиля одного колена” (Суд 21:3). Насколько правдоподобны дальнейшие попытки литературного восстановления этого “утраченного” колена, о чем говорится в Суд 21, лежит на совести писцов, которые сочиняли несколько веков спустя новую мифологию Израиля. Во всяком случае в Библии часто говорится о том, что к Южному царству отошло только одно колено Иуда (3 Цар 11:30-31, 35-36, 12:17, 20; 4 Цар 17:18), то есть до вавилонского пленения колена Вениамин среди евреев не существовало, о нём стали писать лишь в послепленную эпоху (Эзр 1:5,4:1,10:9; 2 Пар 15:2, 8-9, 25:5, 31:1, 34:9)[21]. Тотем Вениамина – волк (Быт 49:27), который у евреев считался нечистым животным и не мог быть символом семитского племени.

Еще раз подчеркну: упомянутые народы в основном были включены в число колен Израиля благодаря тому, что в войско их правителей нанимались хапиру, смешиваясь с ханаанским населением. Выглядит вполне естественно, что все эти “колена” вдруг впоследствии куда-то бесследно исчезают, а остаются одни иудеи, которые и создают новую религию. Остальные колена продолжают исповедовать исконный культ Ваала и других языческих богов и полностью растворяются в многоликой ближневосточной смешанной массе. Можно, конечно, ссылаться на ассирийские завоевания северного Израиля, но всё-таки куда делись колена – этот вопрос так и повис в воздухе. А ответ лежит на поверхности.

>ОГЛАВЛЕНИЕ<


ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Иссахар (yiśśāsḵār) – произвольная огласовка масоретами имени IŠŠKR (יששכר).

[2] В евр. оригинале самка оленя, олениха.

[3] Струве В, акад. История Древнего Востока. М. 1941, стр. 284.

[4] Семёнов И. Тайная миссия Христа. Ростов-на-Дону. 2010, стр. 47-48.

[5] Джозеф Ф. Гибель Атлантиды. М. 2004, стр. 144. По-видимому, имеется ввиду RK, L’KK, которые обычно отождествляются с лукка, малоазийскими ликийцами. Ликия непосредственно граничила с кельтской Галатией.

[6] Джозеф Ф. Уцелевшие Атланты. М. 2008, стр. 223-224.

[7] Там же, стр. 247-248.

[8] Шустова А. Христос и христианство. Минск. 2013, стр. 82.

[9] См.: Тантлевский И. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб. 2005, стр. 54.

[10] См.: Рак И. Зороастрийская мифология. СПб-М. 1998, стр. 179, 182.

[11] Сафронов В., Николаева Н. История Древнего Востока в Ветхом Завете. М. 2003, стр. 65-66.

[12] Само имя, вероятно, происходит от главного божества шумерского города Кеша Ашира или иначе Аширги. – См.: Афанасьева В. От начала начал. Антология шумерской поэзии. СПб. 1997, стр. 421.

[13] Галлямов С. Древние арии и Вечный Курдистан. М. 2007, стр. 140.

[14] Сафронов В., Николаева Н. Указ. соч., стр. 68-69.

[15] В Таргуме Онкелос (Чис 24:24) это слово передано как rōmā’ē.

[16] См.: Финикийская мифология. СПб. 1999, стр. 26.

[17] См.: Л. Л. Гифес. Ариохристианская экзегетика библейских писаний. Этнокультурный и исторический контекст. / Индоевропейские монархи в семитском Израиле.

[18] См.: Нот М. История Древнего Израиля. СПб. 2014, стр. 81-82.

[19] См.: Финикийская мифология. СПб. 1999, стр. 204-205.

[20] Wiki/Benjamin_(Vorname).

[21] Интересно, что ап. Павел, обосновывая своё “израильское” происхождение, указывал именно на колено Вениамин (Филп 3:5), которое не могло существовать в I в. н. э.

Кем или чем были колена Израилевы?: 5 комментариев

  1. //Племя Дан – это, видимо, данайцы (денийцы). Они, возможно, участвовали в Исходе из Египта во главе с Кадмом и Данаем.//
    вот тут еще о древних греках в связи с историей евреев: According to Guillaume, the period of the judges should be understood as a Jewish analogue to the Age of Heroes popularized by the Greek writer Hesiod (c. 700 BCE), who wrote of an age of great heroes and demigods sandwiched between the remote past and recent human history. Several stories in Judges seem to echo Greek tales from that mythical period², and the slaughter of Benjamin in Judges 20 marks the end of that age just as Troy did for the Greeks (Guillaume 163). https://isthatinthebible.wordpress.com/2018/11/23/shamgar-son-of-anat-and-israels-age-of-heroes/

    Нравится

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s