Евреи и иберийский мир

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Выше заявлялось, что на Ближнем Востоке в III-II тыс. до н. э. не было известно народа под названием “ибри” или “эбер”. В действительности те, кого называли “ибри” или “хапиру”, были носителями других этнонимических названий. Прежде всего, это были сутии и другие “заречные” семиты Приевфратья, а также семиты Сирийской степи и Ханаана. По традиционной установке “хапиру” – это разбойники, а “ибри” – “перешедшие”, имеется ввиду переход (“эбер”) через Евфрат западных семитов. Но уже с этим возникают некоторые трудности.

Во-первых, не совсем ясно, когда именно происходил этот “переход”, и если это были западные семиты, то почему они переходили с востока на запад? Вероятно, таких переходов было несколько, поскольку первые семиты, выходцы из пустынь Аравии и Сирии, должны были переходить Евфрат с западной от него стороны. Во всяком случае переходы, приходы, исходы и прочие миграции “ибри” были процессом, весьма растянутым во времени и не раз совершались в обоих направлениях и в разных местах, не только в Междуречье. Так что под “ибри” могли подразумеваться семитские кочевники в целом, откуда-то куда-то вечно что-то “переходящие”. Переход рек у семитов, видимо, вообще был неотъемлемой частью их фольклора. Так, евреи в период Исхода из Египта переходят “море Чермное”, а затем Иордан, причем в обоих случаях их переход сопровождается чудом разделения вод.

Как уже ранее отмечалось, в цивилизациях Междуречья с течением времени уже не могли провести грань между амореями и сутиями, включая сюда не только семитские, но и арийские пастушеские полуосёдлые группы и племена иранского происхождения, такие как, например, кутии и луллубеи, приходившие с северо-востока, с гор Загроса, которые так или иначе тоже, как и хурриты, вступали в симбиозы с семитами “ибри”[1].

Более менее понятно одно: Авраам двигался с юга на север, и в его лице скорее всего было показано движение семитов ibr(ah)im из Аравии сначала к границам Шумера, а затем и далее на север в пределы Вавилонии, Аккада, Ассирии и различных месопотамских городов-государств, вокруг которых расселялись эти странствующие номады. Другая часть семитов двигалась из Аравии в направлении Ханаана, и именно их, а не “заречных” ибри, следует отнести к “западным” семитам.

Однако вне пределов региона Плодородного Полумесяца народ со сходным названием всё же появляется в Средиземноморье примерно в VI столетии до н. э. под именем иберы или иверы (точнее, первые упоминания о нём появляются в это время у греческих колонистов, что вовсе не заставляет отрицать существование иберов и до этой даты). Причем в культурном отношении пока что не найдено никаких признаков их родства с семитами ибри, несмотря на сходство в названии. Культура иберов Средиземноморья – это безусловно не кочевая, а именно осёдло-земледельческая с рядом признаков (коневодство, рунический алфавит, развитая металлообработка, керамика, кремация умерших, захоронения вместе с лошадьми и колесницами, антропологические характеристики) принадлежности к индоевропейцам, в частности близкой к кельтам[2].

Этот вопрос весьма занимателен ввиду того, что кельтская Ирландия в древности носила название Хиберния и имеет ряд топонимов и гидронимов с основой ивер. Такая же ситуация наблюдается на юге и востоке Испании, где известна река Эбро (лат. Hiberus), по долине которой селились иберы. Под названием эбуронов, расселившихся между Рейном и Маасой, во времена Цезаря было известно кельтское племя белгов. Считается, что иберы – это автохтоны Европы бронзового века и докельтское население Ирландии, что, кстати, породило массу спекуляций по поводу якобы родства евреев и ирландцев. Подобные спекуляции набрали популярность уже в Средние века в среде ирландских монахов, а также у бриттов (на этой почве и возникло учение British Israelism). Однако, судя по всему, первым кельтским населением Ирландии, прибывшим из Испании, были именно иберы, или иначе милесиане (“сыны Миля”), которые вытеснили оттуда другой древний народ – детей богини Дану. Иберов, смешанных с кельтами и финикийцами, античные авторы стали называть иберо-кельтами и иберо-финикийцами. Иберийским народом считаются шотландские пикты[3].

Своё название Европа получила тоже предположительно от корня эвер. По преданию оно восходит к одноименной финикийской принцессе, похищенной Зевсом и увезённой на Крит. А крито-минойская цивилизация считается самой первой в Европе и иберийской по происхождению. Это заставляет нас отнести пребывание народа иберов в Средиземноморье уже ко II тыс. до н. э., тем более что иберийским также считается протохеттское (хатты) население Анатолии, ассимилированное и вытесненное хеттами[4]. Несомненна связь между анатолийскими лувийцами и ливийцами Северной Африки, если не сказать, что лувийцы и ливийцы – это одно и то же[5]. За это говорят и языковые параллели, поскольку считается, что иберийцы разговаривали на берберо-ливийских языках, и сами они, судя по всему, назывались берберами[6] (откуда, вероятно, происходит слово варвар, обозначающее на лексиконе греков и римлян нордические племена[7]).

Иберы упоминаются и как жители южной Англии III-II тыс. до н. э., куда они прибыли тоже, вероятно, из Испании. Иберам приписывают мегалитические постройки эпохи неолита. Они создали государство Тартесс на юге Испании до 1100 г. до н. э.

Наконец, в этой связи нельзя не упомянуть и иверов Кавказа. Иверия – восточная Грузия-Картли, государство, образованное на рубеже IV-III столетий до н. э. По грузинской Иверии протекает река Иори (что вновь приводит нас к той же лексеме ywri, “иври”). Соседняя закавказская страна Хайяса (Урарту) тоже некогда включала иберское население, позже смешавшееся с индоевропейскими пришельцами из Балканской Фракии арманиями. Иберское население Кавказа по берегу Чёрного моря во времена Геродота называлось тибаренами (иберами, эбуронами), откуда, надо полагать, происходят названия р. Тибр, имена Тиберин, Тиберий, а через посредство последнего область Тибериада вокруг моря Галилейского в Палестине. Здесь же следует упомянуть тюркоязычный народ авары (слав. обри). Хотя они появились гораздо позже – в V в. н. э., придя с просторов центральной Азии, но носили, судя по всему, тот же этнонимический компонент, что и иберы.

Древние иберы разговаривали на языке т. н. эгейских письмён[8], генетическая принадлежность которых к той или иной группе языков на сегодняшний день точно не установлена. Эти средиземноморские языки Южной Европы и островов Средиземного моря, тяготеющие к языкам древней Анатолии – хаттскому и хурритскому (хурриты – явные индоарии, ведийские арии Куру – “кауравы”), включают критское и кипрское письмена, этрусский язык и язык иберов и басков (прямых потомков иберов Испании), т. н. язык euskara, родственный древнеиберийскому. Сами иберийские языки тоже не расшифрованы.

iber_lev_50

Ливийско-иберийский рунический алфавит

Не может быть никаких сомнений в том, что крито-минойцы (кефтиу)[9], этруски/расены и родственные им пеласги – все они являлись индоевропейцами, первыми цивилизаторами Европы, а следовательно, таковыми были и иберы (они же протокельты), несмотря на то что это безосновательно пытаются отрицать на основании языковых признаков. Однако очевидно, что все упомянутые выше древние средиземноморские языки не относятся и к языкам семитской группы, а значит это позволяет развести в генеалогическом отношении средиземноморско-европейских и кавказско-урартских иберов с “заречными” ибри Месопотамии. Так что следует еще раз подчеркнуть: иберы и ибри, несмотря на сходство в названии, по культуре и языку не имеют между собой ничего общего[10] и, следовательно, любые спекуляции по поводу их родства некорректны. К тому же этническая идентификация иберов в науке считается не установленной (т. е. принадлежность иберов к семитам во всяком случае не подтверждается). Пока что никто, кроме дилетантов, не пытается произвести от них семитов “ибри” Междуречья конца III тыс. до н. э., когда они там впервые появляются, или же вывести иберов от евреев, что тоже выглядит крайне фантастично и бредово. Сохранившиеся изображения подтверждают, что иберы имели нордический расовый тип.

dama_de_elche

“Дама из Эльче”. Известняк. V в.
до н. э. Прадо. Мадрид. Эта
скульптура показывает в целом
нордический расовый тип древних
иберов (узкое лицо, узкий прямой
длинный нос, ортогнатизм).

iber

Иберийский воин в кирасе со щитом,
похожим на кельтский.
Часть фриза из Лирии.

 

 

 

Если иберы – это именно северный народ, то значит семантика их имени не восходит к семитскому “эбер” (“переход”). Должны быть иные этимологии, и они существуют. Как уже было сказано в предыдущих главах, впервые сутии и индоарии марту вступили в этнополитический симбиоз в старейшем государстве Сирии Эбла во второй половине III тыс. до н. э., основанном, по-видимому, на шумеро-аккадском субстрате с преимущественно семитическим населением. Здесь правил царь с интересным для нашей темы именем Ибриум. Но проблема в том, что он был правителем аморейской династии, а значит происходил из индоариев марту, пришедших с севера. То же можно сказать об арийском царе гутиев Ибрануме, правившем в Месопотамии в конце III тыс. до н. э., и о гиксосских (индоевропейских) царях Угарита Ибирану I (ок. 1600) и Ибирану II (ок. 1330-1240).

Это обнаруживает связь этнонимической основы ибер/ибра с атланто-гиперборейским прошлым индоариев, поскольку, как мы уже знаем, народ марту своими корнями уходил к древнему народу дольменов рефаим – расе гигантов с гор Рифейских (Урала?), по Ригведе известных под названием Рипы[11]. Атлантологи склонны относить народ иберов к атлантической расе (атланто-гипербореи). Имя Абарис носил прорицатель и жрец Аполлона, в его честь была названа столица гиксосов в Дельте Нила (егип. Ха-вару). Гиксосы так же происходили, судя по всему, от лумарту (“людей марту”). Кстати, в “экающем” семитском варианте Абарис будет звучать как Эберис. Ту же этимологию имеют, вероятно, имена богини Авроры и крылатого длинноволосого божества Борея, сына титанидов Астрея и Эос, олицетворения северного ветра, территорий Евразии, бореальной нордической расы. Жилище Борея по мифу располагалось в горах Рифейских, за которыми находилась Гиперборея (страна, которая “выше (hyper) Борея”). Один из атлантических царей носил имя Иберий. Помпоний Мела заявляет, что титан Альбион, сын Посейдона, древний бог-покровитель Англии, был братом Иберия, бога Ирландии, и помогал ему вместе с Атласом сражаться за Западные врата Геркулеса[12].

Если обратиться к древнегреческой мифологии, то в ней мы найдем упоминания о божествах кабирах, детях Гефеста и нимфы Кабиро. Культ кабиров греки заимствовали у пеласгов. Этих кабиров отождествляли с другими божествами – куретами (ведийскими кауравами), имя которых носили арийцы хурриты (к ним мы еще вернёмся), а также с корибантами, служителями Кибелы. Кабирами называли жрецов в Самофракии. Близкое лингвистическое родство кабиров с иберами, заставляет сфокусироваться на выяснении вопроса о том, кем же были эти кабиры и какое отношение они могли бы иметь к евреям или хапиру. Вообще-то кабиры считаются богами-кузнецами, помощниками Гефеста. К тому же это божества плодородия, покровители мореплавания. Всё это никак не вяжется с семитской расой и евреями, которые были весьма далеки от подобных занятий и культов, связанных с земледелием, металлургией, морскими путешествиями[13].

У иранцев корибанты, родиной которых считалась Бактрия, были известны под именем карапанов – жрецов-дэвопоклонников из числа противников Заратуштры. Сами же иранские зороастрийцы называют себя гебрами. Это слово происходит от арамейского gabrā – ‘человек’ (возможно, в смысле hybrid – плод смешения богов с простыми смертными). Так именовались свободные жители Месопотамии в Сасанидском Иране. Название, по всей видимости, было перенесено с зороастрийской общины Месопотамии на всех зороастрийцев при исламизации Ирана, и со временем стало синонимом арабского kafir применительно ко всем “неверным”. Несмотря на то, что мы в данном случае становимся на почву семитской этимологии, сделать из иранских ариев евреев не представляется возможным. Для этого нет никаких оснований. А влияние арамейского языка на формирование пехлеви, равно как и употребление арамейского языка в Парфии, не может служить доказательством того, что иранцы являлись семитами. Иранцы были и оставались народом индоевропейской семьи, несмотря на разнообразные семитские влияния, культурную интеграцию и даже принятие некоторыми иудаизма “страха ради иудейска” (Есф 8:17).

Первичную этимологию этнонимической основы ибер/ивер найти сложно. В первую очередь следует обратиться к языку басков, дальних потомков иберов, в котором слово ибар значит ‘долина’, от чего, видимо, и получила название река Эбро в Испании. Согласно Н. Б. Янковской, эбро – хурритский термин, “владение большесемейной общины”, соответствующий аккад. eburu[14]. Но если это изначально хурритский термин, то значит несомненно индоевропейский.

У ирландских кельтов название Хиберния произошло, как считается, от Īweriū, что по-кельтски значит “страна изобилия” (это близко к значению плодородной долины Эбро у испанских иберов). От Īweriū в конечном итоге возникает Eire или Erinn (Ирландия), хотя это вопрос спорный[15].

Эвром назывался восточный или юго-восточный ветер[16].

В Финикии, в горной части Ливана, известна река Ибрахим, название которой вроде бы точно копирует имя Авраама (в арабском варианте). Её устье находится недалеко от древнего Библа. Но такое название возникло позже, будучи арабской переделкой. Первоначально река называлась Ebrahim с основой ebr, что значит ‘могила’ – от корня, из которого происходили другие значения, связанные со скорбью и плачем по умершему Адонису. В местечке Афка, у истока реки, происходило главное празднество в честь Адониса и вплоть до средних веков этот горный поток носил название “река Адониса”[17]. Как видно, ни следа евреев, ни Авраама тут быть не может.

Есть мнение, что ивер/хивер имеет значение дикого кабана или вепря, который у кельтов и германцев назывался эбуроном (эбером), а у славян – хавроном[18]. Вспоминаются славянские женские имена Хавронья, Хавроша, Ховря[19]. От кабана, как считается, и получило название вышеупомянутое кельтское племя эбуронов. Если это так, то евреи тем более не могли происходить от иберов, поскольку свинья у всех семитов всегда признавалась нечистым животным. Считать евреев народом “свиней” было бы весьма забавно. Занимательно, однако, что Авраам, придя в Палестину, поселился возле древнего ханаанского города, который носил имя вепря – Хеврон. Согласно И Нав 15:13-15 этот город имел название Кириаф-Арба и в нём жили “сыны Енаковы” (раса гигантов anakim, от anak – “правитель”, “высокий царь” (греч. wanax); они же rephaim), а где-то поблизости находился город Кириаф-Сефер, название которого указывает на пребывание здесь субареев (савиров/северов), возможно непосредственно связанных с народом иберов (см. ниже).

Кстати, доизраильским именем Эцион Гебер назывался город-порт в гавани Эйлатского залива Красного моря, где израильтяне расположились стоянкой по пути в Ханаан (Числ 33:35-36; ср. Втор 2:8) и откуда Соломон отправлял в Офир свои корабли с финикийскими моряками.

Возвращаясь к Финикии, можно еще обратить взор на то, что финикийские коммерческие синдикаты или торговые партнёрства назывались хубурами[20]. Но связь с эбер/ибер тут видится весьма отдалённой.

Теперь задержим своё внимание на облюбованной семитами Месопотамии. Первый царь I династии Ура носил имя Абарги. Его усыпальницу раскопал Леонард Вулли. Трудно связать это имя как с Авраамом, так и с евреями, поскольку в XXVII в. до н. э., когда правил этот царь, никакого “эбера” (перехода) заречных семитов еще не произошло и случиться не могло даже чисто гипотетически (семиты в Междуречье тогда еще даже не появились). Значит этимологию этого имени нужно искать вне контекста еврейской истории.

Среди иерархии жрецов Вавилонии в числе особо привилегированных элитарных групп имелись некие abaraku, которые занимались смешением масел для натирания тела бога (статуи)[21]. На ассиро-вавилонском наречии abaraku означает “благословенный богом”[22]. На еврейском благословение – бераха (bәrāḵāh). Мы не знаем, какова древность этих жрецов, как они появились[23] и какие вообще могут быть основания как-то сопоставлять abaraku с именами ibri или Abraham. По крайней мере о принадлежности Авраама к жреческой касте Вавилонии Пятикнижие ничего не сообщает. В Шумере жрецы служили в храмах и жили при них, они не кочевали со стадами по нагорьям и долинам.

В этой связи следует остановиться на интересных данных, сообщаемых британским исследователем Аланом Элфордом. Он полагает, что ibri по-шумерски означает “уроженец Ибра (IBR)” и тесно связано с полным шумерским наименованием города Ниппура – NI.IB.RU.КI, в буквальном переводе – ‘место пересечения на Земле’. Отсюда Элфорд выводит ibri от niibri, что, по его мнению, значит ‘уроженец Ниппура’. Аврааму исследователь приписывает происхождение “из самого высшего класса священнослужителей”, при этом не приводя никаких фактов, которые могли бы верифицировать такую гипотезу[24]. Разве что можно вспомнить про жрецов абараку и еврейские легенды, отразившиеся в апокрифической литературе. Тем не менее всё это выглядит весьма неубедительно ввиду того, что Библия умалчивает о какой-либо связи Авраама с Ниппуром и шумерским жречеством. Его родиной называется Ур, а второй родиной (в рамках вторичной традиции) – Харран. Ниппур располагается выше по течению Евфрата, так что Авраам, двигаясь на север из района Ура, теоретически мог лишь проходить или даже обходить Ниппур на пути к Харрану. Судя по всему, Ниппур даже не был остановкой по дороге его странствия. Во всяком случае ни Библия, ни другие предания ничего не сообщают нам об этом, перенося следующий этап жизни Авраама непосредственно в Харран. Так что если название Ниппура имеет в своей основе интересующий нас корень IBR, то он не может быть отнесён к евреям, ведь тогда придётся признать, что все евреи – это ниппурцы, поскольку все они ibri, а не только Авраам. К тому же автор утверждает, что слово “пересечение” в названии Ниппура указывает на астрономическое движение пересекающихся планет, а вовсе не относится к “переходу” неких “заречных” семитов через Евфрат.

В то же время само понятие семитского “Заречья” в Персидской империи связывалось с терминами “Эбернари” (аккадск.) и “Абарнахара” (арамейск.). Но если к реальным “ибри” данные названия и имели какое-то опосредованное отношение, то сие никак не может соотнести этих “ибри” с “иберами” Средиземноморья, которые ни из-за какой реки не приходили и в своих племенных преданиях этого процесса как начального этапа своей истории никогда не отражали.

В шумерском языке BAR значит ‘металл’, а повторение слогов BAR.BAR могло означать человека, имевшего дело с различными металлами[25]. Выше было выдвинуто предположение о связи иберов с народом berber и словом варвар. В лице кабиров, богов-кузнецов, содержащих в своём имени ту же основу, эта теория получает дополнительную поддержку. Но к евреям, опять же, это не имеет отношения. Никто никогда не связывал еврейский народ с металлургией, тем более что мы знаем, с какой ненавистью евреи относились к цивилизации Ханаана, “стране кузнецов”, предком-эпонимом которой был кузнец Каин. Как ранее было замечено, лишь на позднем этапе в состав Израиля были включены некие кениты, которые представлены как “странствующие кузнецы” (скорее всего деурбанизированные мидийцы, смешанные с семитами).

Не упустим и названия притока Евфрата реки Кабур (или Кебар), где Иезекииль созерцал своё знаменитое видение и где жили перемещённые лица из Иудеи во время вавилонского пленения. Возможно ли, что здесь же некогда проживали предки древних евреев и унаследовали имя этой реки? Это мало вероятно. Кабур скорее отсылает нас к кабирам, нежели к ибри. Но даже если допустить возможность унаследования евреями названия реки Кабур, то значит, тем более, евреи никак к нему не причастны, поскольку оно существовало еще до них.

Раз уж мы рассматриваем все версии, даже самые неправдоподобные, не будет преувеличением также выдвинуть гипотезу о происхождении iber от индоевр. ber, медведь. Впрочем, и здесь никакой семитской этимологии не получается, поскольку медведь никогда не был тотемным животным семитов[26] (не говоря уже о том, что иудеи его считали тоже нечистым, как свинью, волка, лошадь, оленя). Медведь скорее приводит нас на север Евразии.

И не исключено, что iber восходит к названию Сибирь, а также к народу – субареев или савиров, живших в некоей стране Субарту (субареи также назывались народом Су, что на санскрите значит ‘добрые, благие’). Нет ничего удивительного в том, что h и s в индоевропейских языках оказываются взаимозаменяемыми, так что чередование s ~ h и наоборот вполне естественно, вплоть до отпадения или добавления начального s/h. Сибирь, Сиберия, савиры, савроматы естественно, по законам словообразования, преобразовались в Хибернию, хиберов, а проглатывание начального h послужило уже к дальнейшему появлению таких форм как иберы, авары, Иберия и т. д. (аналогичный пример такой же трансформации: синды – хинди – инды). Север известен и как сторона света, а именно – как территории древних севéров, или по-нашему “северян”/“сибиряков”, иначе называемых норманны (“люди Севера”). Между прочим, исторические данные свидетельствуют о том, что готы пришли в Скандинавию из Сибири[27].

Страна Субарту, известная по многочисленным древним источникам, находилась к северу от Месопотамии, вероятно, непосредственно примыкая к Тигру, однако точное местоположение её до сих пор не выяснено, кроме того, что это какая-то северная страна, граничащая с Урарту и Ассирией (следовательно, где-то между ними). Несмотря на достаточно близкое расположение страны Субарту к Месопотамии (что даже позволяет включить Субарту в её северные пределы), всё же невозможно евреев вывести из субарейцев, поскольку последние являлись народом, родственным урартийцам-хурритам (ведийским индоариям Куру), а по другим данным субарейцы вообще и были сами хурритами, а значит имели прямое отношение к другим соседним арийским этносам – митанни, манна, мидийцам. Нет абсолютно никаких признаков (ни лингвистических, ни археологических, ни исторических) для того, чтобы провести хоть какую-нибудь параллель хоть в каком-нибудь смысле между древними евреями и субареями (= хурритами). И в действительности ни один серьёзный ученый не выдвинул такой теории даже в рамках рабочей гипотезы[28].

Вывод об исторической, лингвистической и генеалогической несводимости этнонимов ибри и ибер следует признать обоснованным. Иберов необходимо вывести из рассмотрения вопроса о происхождении древних евреев. Также мы вправе исключить из круга проблем древнееврейского этногенеза другие народы и группы с похожей этнонимической основой как исторически несовместимые с культурными, религиозными и национальными традициями древних евреев патриархального периода до начала их индоевропеизации в Ханаане.

>ОГЛАВЛЕНИЕ<


ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Некоторые историки считают, что и сами семиты научились пастушескому делу у индоариев, которые первыми доместировали овец и козлов. Впрочем, сама теория доместикации животных кем бы то ни было весьма сомнительна.

[2] Подробно см.: Аррибас А. Иберы: великие оружейники железного века. М. 2004.

[3] См.: Ужахов З. Иберийская Атлантида — колыбель европейской цивилизации. М. 2010. / Пикты – последние иберийцы Британии.

[4] Хетты – это предположительно хурриты, усвоившие этноним хатты в форме хетты. Интересно, что под названием хатты известно одно из древнегерманских племён в Европе. Анатолийские хетты считаются пришельцами с Балкан. Но более верно отнести эту теорию миграции именно к хаттам.

[5] В этой связи очень интересны сведения об иудеях, сообщаемые Тацитом. Описывая происхождение иудеев, одним из вариантов он указывает: “Одно из преданий гласит, что иудеи бежали с острова Крита и расселились на дальних окраинах Ливии еще в те времена, когда Сатурн, побежденный Юпитером, оставил своё царство” (История. 5, 2). Интригу добавляют данные о существовании в Ливии культа Сета, который отождествлялся с Сатурном (оба они утратили фаллос). Однако я бы не стал со всей серьёзностью относиться к этим словам Тацита ввиду того, что многое античные авторы основывали на недостоверных слухах или ошибках используемых ими источников. Исходя из исследований египтолога Дэвида Рола, можно сделать предположение о том, что в действительности в этой истории Крит возникает в качестве родины “больших гиксосов”, которые были как раз теми фараонами, при которых евреи пребывали в египетском рабстве и вместе с которыми вышли из него, отправившись под началом жрецов левитов (возможно, ливийского происхождения) в долгие странствия по пустыням, дойдя в итоге до Ханаана. На основании ряда археологических находок Д. Рол полагает, что “большие гиксосы” возвратились на Крит и Теру, где вскоре их настигла катастрофа (извержение Теры). Не исключено, что туда они могли привезти и некоторых из своих еврейских рабов. У Тацита изгнание гиксосов из Египта символизирует поражение Сатурна/Сета и оставление им своего царства (Египта). – См.: Рол Д. Боги Авариса. М. 2011, стр. 195-218, 253-279.

[6] О нордическом происхождении северо-африканских берберов см.: Кадыкшанский А. Живёт такой народ.

[7] Мосенкис Ю. Как сложился миф об Атлантиде?

[8] Карасёв И. Эгейские письмена.

[9] Алмистов А. Минойцы были европейцами.

[10] В качестве примера подобного сходства в названиях между абсолютно разными народами можно привести кушитов и касситов (кашка). Первые являются негроидами, вторые индоариями.

[11] См.: Бонгард-Левин Г., Грантовский Э. От Скифии до Индии. М. 1983, стр. 86-90.

[12] Спенс Л. Атлантида. История исчезнувшей цивилизации. М. 2004. Гл. 7. Цари Атлантиды.

[13] Впрочем, в Библии имеются упоминания о неких kini (кенеях) – группе кланов, кочевавших в Негеве и на Юге Иудеи, которые представляются странствующими кузнецами. Хотя позже кенеи вошли в состав Израиля, однако принадлежность их к семитской расе – вопрос спорный. Кениты скорее имеют отношение к деурбанизованным ханаанеям, главным врагам евреев, а также, вероятно, к хурритам. Кенитом назван мадианский жрец Ятро, тесть Моисея (Суд 1:16). Но библейские мадианитяне – это индоевропейцы мидийцы, а вовсе не семиты. Как известно, зороастрийскими магами были именно мидийцы. Так что не исключено, что этот Ятро был мидийским магом.

[14] См.: История Древнего Востока. Ч. 2. М. 1988, стр. 228.

[15] Wiki/Hibernia.

[16] См.: Финикийская мифология. СПб. 1999, стр. 164.

[17] См.: Волков А. Загадки Финикии. М. 2004, стр. 177; River Nahr Ibrahim.

[18] См.: Луг Вран. Арийские корни древних евреев.

[19] Теория происхождения имени Хавронья (и производных) от греч. Феврония совершенно неадекватна, оно явно происходит от свиньи.

[20] См.: Маркоу Г. Финикийцы. М. 2006, стр. 124.

[21] См.: Ситчин З. Боги Армагеддона. М. 2008, стр. 143.

[22] Грейвс Р., Патай Р. Иудейские мифы. Книга Бытия. Екатеринбург. 2008. 56. Иосиф становится над землёю египетскою. Что-либо определенное сказать об этих жрецах пока нет возможности, поскольку мне не удалось выяснить никаких подробностей о них, включая вопрос, когда они появились в Вавилонии.

[23] Непонятен источник информации Ситчина, который утверждает, что абараку были жрецами. Ассириолог Д. Садаев, как и Грейвс, пишет об абаракку как о главном сановнике двора, наместнике страны. – См.: Садаев Д. История Древней Ассирии. М. 1979, стр. 162.

[24] Элфорд А. Боги Нового Тысячелетия. М. 1999, стр. 220, 303-304.

[25] См.: Элфорд А. Боги Нового Тысячелетия. М. 1999, стр. 415.

[26] Однако, с созвездием Большой Медведицы связан Сет, но это относится к чисто египетским реалиям, среди семитов не имевшим распространения.

[27] См.: Новгородов Н. Гиперборея – Сибирская прародина. М. 2006, стр. 252-260.

[28] Впрочем, в науке выдвигается теория связи с княжеством Субарту сутиев, часть которых обитала в горах Загроса, и, вероятно, какие-то их племенные группы располагались на территориях Субарту. – См.: Галлямов С. Древние Арии и вечный Курдистан, стр. 423. Но даже если сутии унаследовали этноним субареев в форме савиров/хабиров, это может быть только свидетельством того, что эти семиты восприняли неродную ономастику народа, на территориях которого проживали.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s