Арамейская интерлюдия

Отцом Авраама называется Терах (синод. Фарра) – имя, между прочим, чисто семитское, происходит от аккадского тураху, что значит “дикий козёл”[1] (фонетически оно близко к слову teraphim, что не случайно). Козёл стал тотемным божеством семитов, он издревле приобрёл значение символа семитской расы. К тому же из текстов Рас-Шамры (Угарит) следует, что Тарху являлся одновременно лунным божеством. О Фарре сказано, что в Уре он “служил иным богам” (И Нав 24:2). На этом основании делается вывод, будто Фарра был то ли шумерским жрецом, то ли “делателем идолов”, хотя фразу “служил иным богам” можно понимать и в широком смысле – как просто поклонение им[2]. Ведь пришлые семиты действительно перенимали обычаи и верования шумеров. Это и значит “служение иным богам”, нежели те засушенные головы teraphim, коим поклонялись выходцы из Аравии, исповедуя примитивнейшие фетишистские формы религии.

Вообще, сама харранская локализация предков Авраама у ученых тоже вызывает большие сомнения. В Быт 11:31 говорится, что Фарра вместе с семьёй вышел из Ура, чтобы идти в Ханаан. Однако здесь же следует приписка: “но, дойдя до Харрана, они остановились там”. Если посмотреть на карту, то сразу бросается в глаза чисто географическое несоответствие такого пути древним караванным магистралям. Никто никогда не ходил из Шумера в Ханаан через Харран, располагавшийся далеко в Северной Сирии. Область Харрана не лежала на обычном пути из Месопотамии в Ханаан, а в XVIII-XIII вв. до н. э. еще и принадлежала державе Хурри-Ханигальбат (Митанни), никак не связанной ни с Южной Месопотамией, ни с Ханааном. Существовал более короткий путь – через Тадмор по сирийской степи. Из Быт 15:7 (ср. Неем 9:7) можно сделать вывод о том, что “Господь” призвал Авраама идти в Ханаан именно в Уре, но контекст Быт 12:1 переделан уже так, что Авраам призывается в Харране, когда его отец Фарра покинул Ур. Одновременно с этим Харран превращается в “родину” Авраама (Быт 24:4; mṓleō – букв. “страна рождения”), хотя действительной его родиной должен быть район Ура в Шумере. Отрывок И Нав 24:2-3, однако, окончательно удостоверяет в том, что Авраам был выведен в Ханаан “из-за реки”, т. е. непосредственно из Нижней Месопотамии, минуя Харран. Харран, как место промежуточной остановки, здесь вообще не упомянут.

Отмечается и ничтожно малая вероятность того, что какая-либо группа кочевников по собственной воле захотела бы оставить плодородные долины Южной Месопотамии и отдать предпочтение мало привлекательным нагорно-степным окраинам юга Палестины и Заиорданья с менее благоприятными культурными и природными условиями. Колонизационные потоки шли как раз именно в обратном направлении – из Степи в Месопотамию. И если “переход”, послуживший этнообразующим толчком для древних евреев, имел место, то он носил скорее всего насильственный характер. Прямое подтверждение этому мы находим у Иосифа Флавия, который о причинах выселения Авраама из Ура писал следующее:

“Когда <…> халдеи и прочие жители Месопотамии восстали против Авраама, он, решив выселиться, занял по воле и при помощи Господа Бога ханаанейскую землю”[3].

Это полностью согласуется с историческим фактом изгнания сутиев после их восстания в Южной Месопотамии при арийском (касситском) царе Вавилона Кадашмане ок. 1400 г. до н. э. (см. Приложение 1), а значит путь миграции этих сутиев никак не затрагивал область Харрана и, следовательно, Авраам, как персонификация “эбера” (“перехода”), не мог в ней останавливаться на кочевье, поскольку известно, что изгнанные Кадашманом сутии двинулись к Тадморским горам, т. е. коротким путём через Сирийскую степь[4].

По заключению ученых Харран был введен в повествование для того, чтобы связать еврейский этногенез с еще одним семитским народом, влившимся в его состав, начиная с XIV в. до н. э. – с арамеями. Из этого выходит, что Терах такая же мифическая несуществующая личность (в действительности “оживший город”), искусственно помещённая в область арамейского Харрана, как и все прочие предки такого же мифического и никогда не существовавшего Авраама. Жители Арам Паддана (פדן ארם), в древности называемого Арам Нахорим (“Арамейское Двуречье”, см. Быт 24:10 –ארם נהרים ), в авраамитской родословной внезапно превращаются одновременно и в “предка”, и в “брата” Авраама Нахора (Быт 11:24/11:27), что является указанием на родство или прямое происхождение евреев от арамеев-нахоритов (опять же, такое родство никак не может свидетельствовать в пользу “нордичности” евреев, поскольку арамеи были типичными семитами, подобными во всём амореям-сутиям). Из Арам Паддана Исаак берёт себе жену, туда же направляется за тем же самым и Иаков (Быт 28:1-2) (заметим, что в синод. переводе “Арам Паддан” регулярно переводится как “Месопотамия”, что не совсем корректно передаёт это название). Семитская расовая ненависть к индоариям выражена в Библии очень ясно в том, что патриархи не желали себе брать жен из земли ханаанейской, поскольку гнушались всеми земледельцами и ремесленниками-созидателями, потомками “проклятого Каина” – основателя городов и предка-эпонима ханаанеев (“металлургов”). Бродяжничество по степям и пустыням, жизнь в шатрах из козлиных и бараньих шкур, разведение мелкого скота признавались этими семитами верхом достижений и единственно “богоугодным”, “простецким” занятием (то есть угодным только их, семитскому, богу смерти, паразитства и разбоя).

Кровное родство евреев с семитами-арамеями в Библии отражено также в прямом этническом отождествлении самого Авраама с арамеями. Во Втор 26:5 он назван “странствующим арамеянином”. Но вся эта позднейшая фикция изобличается тем, что создатели такой вот авраамической неогенеалогии упустили из вида тот факт, что по более архаичным родословным спискам Авраам никаким местом не приходится потомком Араму – эпониму арамеев. Авраам никак не мог быть арамеянином, так как не происходил от Арама. Родословие Авраама (Быт 11:10-26) идёт по линии Арфаксада, которому Арам приходился братом (Быт 10:21-24). И с чего вдруг Авраам становится “арамеянином”, тогда как он должен быть “арфаксадянином”? Разгадка очень проста. В древнееврейском подлиннике нетрудно добиться изменения амореянина на арамеянина путём перестановки всего лишь одной буквы: достаточно אםר (AMR) переделать на ארם (ARM) – дело нехитрое, но таким способом устраняется архаический пласт Торы, согласно коему Авраам происходил от амореев (потомков “проклятого” Ханаана).

Далее, перевод “странствующий арамеянин” тоже не подтверждается, так как евр. слово ’ōḇēḏ означает не “странствующий”, а “убивающий” (см. Стронг. 0006). Конечно, никто не стал бы переводить “убийца-арамей” и посему переводчикам приходится подбирать какие-то “обтекаемые” значения, более приличные выдуманному ими самими догматизированному облагороженному облику Авраама. Но дело в том, что амореев-сутиев цивилизованные ближневосточные народы именно как раз и считали убийцами ввиду их постоянных набегов на цивилизованные города, грабежей, террора и насилий.

На почве искусственной арамеизации Авраама появляется легенда о том, что Авраам был царём Дамаска, который в книге Бытия становится еще одной промежуточной прародиной древних евреев. Об этом мы узнаём из сочинений античных авторов Николая Дамасского и Помпея Трога, которые эту информацию заимствовали у евреев. В Торе это отразилось на пояснительной врезке “это Дамаск” в отрывок Быт 15:2-3, буквальный перевод которого звучит так: “Я хожу бездетным, и распорядитель дома моего – это Дамаск – Елиезер”[5]. Очень трудно себе представить, чтобы пришлого кочевника, никогда даже не жившего в городах, жители Дамаска вдруг сделали бы своим царём, причем на время остановки между его кочевьями. Бред, да и только! К тому же все подобные арамейские связи патриархов сразу же относят жизнь нашего мифического Авраама к периоду не ранее XI в. до н. э., что полностью противоречит хронологии книги Бытия. Потому что арамеи как народ появляются в Северной Месопотамии по оценкам историков, опирающихся на источники, не ранее этого времени. Как отмечает германский библеист М. Нот:

“Остаётся невероятным, что через промежуток более чем в полтысячи лет предание о патриархах могло войти в только еще создававшуюся традицию Пятикнижия. Более вероятно, что исторические фигуры патриархов, как ни малодопустимо рассматривать их по отдельности, принадлежали уже к арамейской миграции”[6].

С конца II тыс. до н. э. реально арамеи живут в симбиозе с сутиями, и эти этносы становятся практически неразличимыми. Этнополитическая карта данного периода касательно сутиев и арамеев представляется следующим образом:

“В Верхней Месопотамии II тыс. жили аморейско-сутийские племена, действительным ответвлением которых и были евреи, и арамеи I тыс. могли рассматриваться как их преемники с тем большим правом, что не только унаследовали их земли, но, вероятно, ассимилировали их самих”[7].

Включение арамеев в генеалогию еврейских патриархов, жизнь которых относится по книге Бытия к первой половине II тыс. до н. э., не должно нас удивлять, учитывая тот факт, что древнееврейский квазиэтнос оказывается многосоставным, вобравшим в себя на разных этапах многочисленные семитские племена, каждое из которых оставило свой исторический след в общееврейской псевдоистории. Исходное предание о происхождении от сутиев Месопотамии оказывается в Библии переработано радикальным и парадоксальным образом, перемещая жизнь патриархов в арамейскую среду I тыс. до н. э. путем включения в генеалогию Авраама группы заведомо вымышленных персонажей – “оживших топонимов” (см. выше).

“Таким образом, – заключает А. Немировский, – “северомесопотамские арамеи” и арамеи вообще как (старшие) родичи Авраама могли появиться в Книге Бытия только в результате анахронистической редакции некоего первоначального предания о происхождении Авраама и евреев – редакции, отбросившей в прошлое новую геополитическую ситуацию в Верхней Месопотамии… Группа предков Авраама – “оживших городов” – и представление о Месопотамии как об “Арамейском Двуречье” в любом случае отражает ситуацию не ранее I тыс. и связана с подлинными северомесопотамскими арамеями этого времени, не имевшими никакого отношения к [раннему] древнееврейскому этногенезу”[8].

Далее, оказывается, что первоначальные представления о родстве евреев и арамеев связаны с областью Дамаска (отчего и появляется вышеуказанная врезка в Быт 15:2), а когда арамеи ушли на север, то были перенесены вслед за ними туда и заново приурочены к арамейским центрам Верхней Месопотамии, в частности к Харрану.

Так или иначе, этот арамейский слой, оказавшийся в книге Бытия в результате модификации предания, свидетельствует о вливании на определённом этапе в еврейский квазиэтнос арамейского субстрата, в политический контекст которого внедрены еврейские патриархи. В результате такой чудовищной интерполяции преданий арамейских племенных вождей, влившихся в состав Израиля уже в I тыс. до н. э., другие предки евреев, которые находились в египетском рабстве при гиксосах, оказываются предшественниками самих патриархов, что в общем-то тоже не вызывает удивления, если согласиться с выше обоснованным выводом о том, что эти патриархи являются просто плодом литературной фантазии.

>ОГЛАВЛЕНИЕ<


ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Хотя этимология больше говорит за то, что тураху – это не козёл, а баран (тур). Однако корень тур мог служить для обозначения любого рогатого скота. В латинском и греческом taurus – ‘бык’.

[2] Лишь в парабиблейской псевдоэпиграфике, в частности, в Книге Юбилеев, содержится указание на то, что Фарра был поставлен служить идолам народом (Юб XII).

[3] Иосиф Флавий. Иудейские древности. I, 8.1.

[4] См.: Немировский А. Указ. Соч., стр. 158.

[5] Синод. перевод: “Я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моём – этот Елиезер из Дамаска” неточен.

[6] Нот М. История Древнего Израиля. СПб. 2014, стр. 146.

[7] Немировский А. Указ. Соч., стр. 137.

[8] Там же, стр. 136.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s