Происхождение древних евреев от сутиев

Но какие же, собственно, еще доводы можно представить в поддержку теории аморейско-сутийского происхождения авраамитов? Востоковеды опираются на следующую аргументацию[1]:

  1. Имена еврейских патриархов и племенных клановых названий: Авраам (в формах Абамрам и Авирам[2]), Ицхак (в форме Ицхакэль), Иаков (в формах Якубэль и Якуббал), Иосиф (в форме Иосифэль), Ной (в форме Нувху), Вениамин – это, по мнению семитологов, специфически аморейско-сутийские имена (у других семитов они не фиксируются); к тому же в библейских генеалогиях обнаружены и иные имена, соответствующие названиям племён сутиев: Алмодад (Быт 10:26) – сутии-алмуту; Дедан (Быт 25:3) – сутии-дидану; Йабис (1 Пар 4:9-10) – ханеи-ябису; Сабу-Саба[тан] (Быт 25:3) – ханеи-сибу; Исмаил – бини-сималь.
  1. Древнееврейская традиция возводит генеалогию Израиля (в ретроспективе – вообще “подлинно человеческого” рода) к Шету-Суту (Быт 5), как и самих амореев-сутиев, которые назывались “сынами Шета”. Сутии исчезают с исторической сцены как самостоятельная сила именно в то время, когда на неё выходят евреи. Последние становятся преемниками их генеалогии, возводимой к Шету. Это могли сделать только прямые потомки сутиев, каковыми и являлись евреи. Кроме одного места в Чис 24:17, к тому же вложенного в уста языческого пророка, Библия ни разу не упоминает ни сутиев, ни столкновений с ними евреев на каком-либо этапе их завоевания Палестины или пребывания там в более поздние времена. Это даёт дополнительный аргумент в пользу того, что евреи и были этими сутиями, принявшими наименование Израиль и захватившими Ханаан (вероятно, в процессе бунта против своих господ лумарту).
  1. Опираясь на данные Иосифа Флавия[3], можно сделать вывод, что евреи помнили как о Шете, так и связывали его потомков шетидов с областью Джебель-Бишри – “горной страной амореев”, где находился город Сури (по Флавию это “земля Сириадская”) и которая считалась в III – нач. II тыс. до н. э. средоточием сутиев, а значит были носителями сутийской племенной традиции.
  1. Унаследованное евреями предание о Шете и его споре с Каином (Kna – предок-эпоним ханаанеев, брат Осириса), записанное в Быт 4-5, восходит к самим шетидам как кочевому семитскому народу Месопотамии, противопоставлявшему себя осёдлым земледельческим урбанистическим цивилизациям с их производящей экономикой, в которых шетиды усматривали зло и “нарушение простоты нравов” (иначе говоря, примитивизма и дикости)[4]. Такие взгляды могли оформиться лишь в кочевой сутийской (семитской) среде или же в рамках культуры охотников-собирателей.
  1. Рассказ о Кедорлаомере (Быт 14) и походе под его командованием коалиции четырех месопотамских царей в Палестину. Ни с точки зрения истории, ни с точки зрения текстологии это событие не могло иметь никакого отношения к эпохе Авраама в библейском контексте, а восходит к западно-семитскому преданию, которое могли помнить разве что приэламские амореи-сутии Нижней Месопотамии в качестве далеких предков евреев. Такими приэламскими сутиями являлись сутии Ларсы и эламского приграничья (племена мутиябал и ямутбал). Как известно, племенная прародина древних евреев размещается Книгой Бытия здесь же (в Уре Халдейском), посему заимствование ими эпических сюжетов названных племён объяснимо их общей генеалогией.
  1. Этноним ибри отражает ситуацию “перехода” западно-семитских кочевников амореев-сутиев из-за Евфрата, поскольку единственными западно-семитскими племенами Месопотамии до последней четверти II тыс. до н. э. были именно амореи-сутии, и поэтому древних евреев, как выходцев из Месопотамии, возводить больше не к кому, как только к ним.

Помимо этих научных выкладок есть указание в Иез 16:3 относительно происхождения евреев: “Отец твой – аморей, а мать твоя – хеттеянка”, что, с большой вероятностью, является свидетельством этнического происхождения Авраама и Сары, или же в целом, как было бы более правильно сказать, – происхождения евреев от смешения в Ханаане сутиев и “хеттов”, индоевропейцев в широком смысле (подчеркну: сутиев отождествляли с амореями и часто употребляли сии этнонимы безразлично даже древние источники).

Сюда необходимо добавить тот факт, что сутии считались грабителями и разрушителями храмов как средоточия городской культуры и экономики, как это случилось, например, во время восстания сутиев в Вавилонии в нач. XIV в. до н. э. Те же обвинения в устах античных авторов мы слышим и в адрес евреев как осквернителей святилищ и ниспровергателей жертвенников, в т. ч. в Египте (что отражено и в Библии в качестве иудейской религиозной политики: Исх 34:13-14, Втор 7:5, 12:3). В книге Юбилеев сообщается, что перед выходом Авраама из Ура он “сжег дом идолов” (Юб XII), что отразило политическую ситуацию восстания сутиев в Южной Месопотамии в XIV в до н. э. и последующее их изгнание оттуда.

Хотелось бы напомнить сторонникам “арийскости” древних евреев, что по библейским генеалогиям Хет и Аморей – сыновья проклятого Ханаана, сына Хама, а потому с точки зрения Библии, в непогрешимость которой верят адепты теории “нордического Израиля”, древние евреи, происходя от хеттов и амореев, никак не могут быть индоевропейцами, они являются в библейской терминологии “хамитами” (причем, именно по линии Ханаана).

По социокультурным признакам в своём исходном этногенезе древние евреи относились к племенам семитского корня, которые изначально вели кочевой образ жизни, свойственный семитам, и лишь впоследствии, в ходе интеграции с земледельческой индоевропейской цивилизацией Ханаана (“страны кузнецов”) переходили на осёдлую форму существования и перенимали обычаи более развитых народов.

>ОГЛАВЛЕНИЕ<


ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] См.: Немировский А. Указ. соч., стр. 98-102.

[2] Имя Абирам упомянуто в 3 Цар 16:34.

[3] Иосиф Флавий. Иудейские древности. I, 2.3.

[4] В этом обвинял каинскую цивилизацию Иосиф Флавий. – См.: Иуд. Древн. I. 2,2.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s