Локализация Синая

В этой связи необходимо отметить, что племя амалекитян обитало в пустыне Негев и в Заиорданье, а вовсе не на Синайском п-ве, название которому придумали много позже. Древние египтяне называли его “Землёй Луны и бирюзы”. Проблема в том, что локализация горы Синай на юге “Синайского” п-ва весьма спорна. Её местонахождение определили христианские отшельники, селившиеся вокруг этой горы, начиная со II в. Они и приняли её условно и символически за Синай[1]. Позже при императрице Елене в 330 г., заинтересованной в создании новых христианских святынь, на ней построили церковь, а у подножия горы организовали монастырь св. Екатерины. Евреи, однако, никогда не признавали это исконно христианское святое место. Раскопки, проводившиеся археологами в 1967-1982 гг., не обнаружили здесь сколь-либо заметных следов человеческого пребывания в древности. Люди возле этой горы никогда не жили.

К тому же существует мнение, согласно которому Синай и Хорив – это якобы две горы, находящиеся в разных местах, которые были затем объединены в процессе контаминации источников, положенных в основу библейского свода. Очевидно, одни древнееврейские предания связывали откровение Моисея с горой Хорив, другие – с горой Синай (название Хорив употреблялось в источнике E, “элохист”, а Синай в источнике J, “яхвист”). Однако память об их местоположении не сохранилась, и поэтому Синай и Хорив стали двумя названиями одного полумифического хоронима. В воспоминаниях паломников из России XIX века было употребимо такое разделение: гора Моисея – это священный Синай, а Рас Сафсафе, вторая северная вершина Синая – гора Хорив[2]. Иные с Хоривом отождествляли высящуюся неподалёку от Синая гору Джебель Сербал, которая являлась истинным местом паломничества в раннехристианские времена, а сам Синай называли Джебель Муса (“гора Моисея”)[3]. Есть и третье название “горы Бога” – Фаран, что видно из Втор 33:2 и Авв 3:3.

Возникает вопрос: случайно ли такое полное “забвение” евреями столь важного для них места? Или же сия амнезия есть следствие намеренного умолчания на почве стремления скрыть факт присвоения сторонней традиции, имевшей к евреям лишь опосредованное отношение? Например – через амалекитян, влившихся в состав Израиля. Почему бы и нет? Кстати, амалекитяне появляются на страницах Библии еще при жизни Авраама (Быт 14:7), хотя их родоначальник Амалек считался его праправнуком (Быт 36:10-12). В любом случае, несмотря на сей анахронизм, родственная связь амалекитян с евреями этим продемонстрирована. Вот только вполне возможно, что не амалекитяне происходили от Авраама, а наоборот – племя Авраама выделилось из их среды и могло унаследовать от них религиозный культ.

Если израильтяне по пути к “Земле Обетованной” столкнулись с амалекитянами возле горы Синай, то понятно, что она должна была находиться именно в Негеве, то есть на южных рубежах Израиля, где и располагалась “земля Шасу Яху” египетских текстов.

Кстати, на Синайском п-ве никогда не проживали и мадианитяне, с которыми по Библии тоже связано синайское откровение (мадианский жрец Ятро (Иофор), ставший тестем Моисея, жил, как сказано в Исх 3:1, на значительном расстоянии – “далеко” от Синая)[4]. Ясно, что израильтяне контактировали с мадианитянами где угодно, но только не на Синайском п-ве. Я уж молчу о том, что на этих территориях ни жить, ни кочевать, ни пасти скот вообще было невозможно, потому что практически весь полуостров, включая даже прибрежные полосы, представлял собой абсолютно голую безжизненную пустыню, в которой, по заявлению одного очевидца,

“нигде не видно ни зеленеющего луга, ни леса, ни журчащего источника, ни водопада, никакой хижины, ни селения, никакой зелени, никакого дерева, ни одного животного, ни птиц, ни скота, ни людей. Одни утесы и хребты из гранита и порфира возвышаются повсюду”[5].

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

sinai_2

sinai_3

Синайский п-в с глубокой древности имел статус свободной буферной зоны, где находились каменоломни и шахты, в которых трудились египетские каторжники, в том числе хапиру-евреи.

Всё что сегодня рисуют на картах в библейских справочниках и атласах – это такая же голая, как синайская пустыня, фантазия, абсолютно не подтверждаемая археологически. Вот что написано по этому поводу в “Атласе библейской истории”:

“Мы не имеем ясного представления о маршруте израильтян в Синайской пустыне. В 33-й главе книги Чисел упоминается множество стоянок, точное местонахождение которых определить теперь мы не можем”[6].

Как-то скромничают авторы “Атласа”. Не точное местонахождение они определить не могут, они не в состоянии определить что-либо даже приблизительно, потому что им не на что опереться в своих гипотезах. Как еще отмечал тот же М. Нот,

“Для помещения “Синая” на так называемом ныне Синайском полуострове ничего не даёт и путь следования израильтян через пустыню. Во-первых, почти все фигурирующие при этом названия мест и местностей невозможно локализовать даже с некоторой долей уверенности. Кроме того, очень сомнительно, чтобы рассказ в Пятикнижии с его различными слоями вообще мог дать какой-то определенный маршрут следования с перечислением названий мест. И даже если бы это было так, всё равно мы при этом не имели бы дела с неким первичным элементом предания, так как включение синайского сюжета в Пятикнижие произошло относительно поздно и возможные связующие звенья, как некоторые пункты маршрута, ведущие и к Синаю и от него, пришлось бы брать без надежного основания. Общие рассуждения о районе, где должен был бы находиться Синай, совершенно бесполезны; ведь мы не знаем исторических, а вместе с тем и географических условий, в которых происходили события, составившие содержание синайской традиции как таковой”[7].

Таково заключение авторитетного библеиста. Но тогда что же рисуют на библейских картах, где обозначено точное местонахождение всех этих “стоянок” и проведены линии маршрута беглецов так, как будто их шествие снимали на камеру с вертолёта? Наверно чтобы читателям школьного возраста было не скучно. Такая же ситуация сложилась и с географическим определением горы Синай.

Местоположение подлинной горы Синай до сих пор вызывает научные споры. Археологами предлагаются разные варианты её локализации – от севера Синайского п-ва до северо-запада Аравии и даже в Заиорданье. К настоящему времени предложено до десятка идентификаций Синая только на одном Синайском п-ве. Нет такой более-менее заметной горы во всем регионе до южных границ Ханаана, которая бы не претендовала называться Синаем. В настоящее время образовались три рабочих гипотезы синайского пути Исхода: северный, центральный и южный. И в зависимости от принятия одной из них предлагается своя локализация Синая[8].

Тем не менее не всё так уж безнадёжно. В Гал 4:25 есть ясное указание, что гора Синай находилась в Аравии. Но ведь Синайский п-ов частью Аравии никогда не считался, потому что и Аравия сама является таким же полуостровом, хоть и значительно бóльшим. Оба они являются частью Передней Азии. Это небольшой географический ликбез для тех, кто не в курсе. Между прочим, по Числ 13:18-22, 20:1 и Втор 32:51 “пустыней Син (Цин)”[9] называлась пустыня, примыкающая непосредственно к югу Палестины, в т. н. “Каменистой Аравии”, будучи северной частью пустыни Фаран.

“Яхве пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фаран” (Втор 33:2).

“Когда выходил Ты, Яхве, от Сеира, когда шел с поля Эдомского, тогда земля тряслась, и небо капало, и облака проливали воду; горы таяли от лица Яхве, даже этот Синай от лица Яхве, Бога Израилева” (Суд 5:4-5).

“Бог от Фемана грядет, и Святой – от горы Фаран” (Авв 3:3)[10].

Что может быть яснее этих слов, в которых даётся достаточно точное определение района в аравийском Негеве, где располагалась гора Синай и где жили амалекитяне и сеиры? С сеирами термин “шасу” прочно ассоциирован в текстах Рамсеса II и Рамсеса III, и их местообитание совпадает с амалекитянами. Земля Сеир в египетских источниках называлась “страна шасу Саарра”. То есть идумеи причислялись к “шасу” точно так же, как и амалекитяне.

“В пользу локализации Синая в Северо-Западной Аравии говорит то, что в Чис 33:1-49, по-видимому, даётся описание остановок на пути к Синаю, – отмечает М. Нот, – а этот путь из Палестины в сторону el-̒aqaba ведет не на Синайский полуостров, а предположительно, в Северо-Западную Аравию”[11].

Археолог Э. Анати считает, что библейским Синаем является гора Карком на юго-западе Негева, на полпути от Петры до Кадеш-Барнеа. С географической точки зрения эти территории можно отнести к северо-западным перифериям Аравии на стыке с Ханааном. Пустыня Негев считается аравийской пустыней[12]. Следовательно, идентификация Каркома верна в свете географических указаний самой Библии.

Э. Анати провёл возле Каркома раскопки и обнаружил в этом месте крупный культовый памятник, использовавшийся со времён верхнего палеолита до бронзового века, с многочисленными алтарями, кромлехами, менгирами и более чем сорока тысячью наскальными рисунками и надписями. Согласно Анати, множество археологических свидетельств показало, что гора Карком была святым местом для многих семитических народов пустыни, а не только для евреев, которые, вероятно, лишь приобщились к какой-то более древней местной традиции. За это говорит тот факт, что Моисей сначала сам предварительно совершает паломничество к этой священной горе и только потом ведет к ней израильтян. Очевидно, встреча с Богом здесь обусловлена именно такого рода паломничеством к известному и почитаемому месту его обитания. Возле горы Карком были обнаружены древние святилища и жертвенники, их насчитывается около четырехсот. Среди надписей на камнях было обнаружено божественное имя в форме YHH, что весьма близко к тетраграмме YHWH, с помощью которой евреи кодировали имя своего бога[13]. Оно было известно и амалекитянам, и идумеям, и шуту, и мадианитянам.

Итак, множество доводов свидетельствует о том, что шасу-амалекитяне, равно как и шасу-сеиры (идумеи), проживавшие в районе горы Синай в Негеве, внесли существенный вклад как в формирование религии Израиля, так и в древнееврейский этногенез. “Наиболее ранние эдомиты соблюдали ту самую форму еврейского культа, которая более близко отражала религиозные идеалы Авраама и его потомков – Исава и Иакова”[14]. На этом основании можно заключить, что амалекитяне и сеиры, известные как “шасу”, влились на определенном этапе в состав Израиля и, может быть, даже являлись непосредственными носителями данного этнонима. Все они поклонялись одному и тому же лунному божеству и связывали его местонахождение со священной для них горой в аравийском Негеве, названной евреями Синаем.

*     *     *

Существуют очень серьезные доводы в пользу отождествления Синая с одной из горных вершин комплекса Петры, который также назывался Кадеш-Барнеа, где израильтяне долгое время располагались станом и откуда заимствовали местный лунный культ Яхве[15]. Этот вариант мне видится даже еще более предпочитительным, нежели предложенный Анати. Из Втор 33:2 следует, что Синай, Сеир и Фаран – названия одной и той же горы. Иначе придётся признать, что Яхве давал свои откровения сразу на трёх горах. Сеир является главным пиком гряды Сеир. Сира или Сера является набатейским названием Луны, оно фонетически близко к этнониму Сеир и дало имя долине и горной гряде к северу от Акабского залива[16]. В этом месте согласно Втор 2:10-11 обитала древняя раса Рефаим, затем там поселились арии хурриты (Быт 14:6), после чего их изгнали и уничтожили идумеи (Быт 36:8). Исследования Э. Коллинза и К. Огилви-Геральда продемонстрировали, что гора Сеир является комплексом Петры, он же Синай или Хорив[17], а пустыня Син и пустыня Фаран вполне могли быть синонимами и располагаться в одних и тех же землях. В качестве доказательства служит такой важный географический ориентир как Кадеш-Барнеа – последний пункт остановки израильтян, откуда были посланы соглядатаи в Ханаан (Чис 13:22,27). Авторы полагают, что именно здесь возник культ бога Яхве или Яху, который своими корнями уходил к доисторической цивилизации рефаим, а затем отправлялся хурритами и идумеями. Во времена царя Иосии переписчикам Пятикнижия было повелено

“отделить упоминания о почитании Яхве от ссылок на культ языческого бога горы Сеир… Более того, вполне вероятно, что Иосия убрал всякие географические ассоциации между Сеиром и горой Яхве”[18].

Блаж. Иероним, посещавший Петру, отождествлял её непосредственно с Кадеш-Барнеа или Кадесом и писал, что там находится гробница Мириами, сестры Моисея, которая, по сведениям Иосифа Флавия, была погребена на горе, “называемой Син”[19]. Кроме того, Хорив и Кадес являются одним и тем же местом, в котором Моисей ударом жезла иссекает воду (Исх 17:1-7; Числ 20:1-13).

На пике Джебель аль-Мадбах комплекса Петры, который скорее всего и являлся библейским Синаем, сохранилось множество разнообразной атрибутики и ритуальных строений, высеченных в скальной породе, что позволяет провести ряд аналогий между местным культом и еврейским культом Яхве, обнаружить прямую связь между ними. Установить данный факт также помогают астрономическая ориентация объектов Джебель аль-Мадбах, их планировка и географическое положение. Йен Браунинг, признанный специалист по истории Петры, провёл сравнение этой высоты с планировкой ранних ханаанских храмов и, в частности, с храмом Соломона. Браунинг прямо заявлял, что храм Соломона представлял собой святилище, смоделированное по образцу аль-Мадбах в Петре. Здесь древние набатеи и идумеи отправляли культ лунного божества Дхушары – “владыки гор Шара (Сеира)”, то есть “бога Луны”, который известен также как “бог-камень” и изображался в виде необтесанного четырехугольного черного камня с глазами и носом (очевидно, послужившего прототипом Каабы), являясь в то же время жертвенником. Это был “дух места” высоты Аль-Мадбах[20].

High-PlaceofSacrifice_z

high-place

Гора жертвоприношений. Высота Джебель аль-Мадбах. Петра.

Коллинз и Огилви-Геральд также ссылаются на книгу датского профессора Дитлефа Нильсена “Место библейской горы Синай: кандидатура Петры”, выпущенной в 1928 г. Именно он впервые указал на сходство в планировке ритуальных строений между Джебель аль-Мадбах и храмом Соломона и

“обратил внимание, что строго к западу от Петры, на том берегу Вади Арабах, разделяющем Трансиорданию и Палестину, находится гора под названием Джебель Хилаль. Нильсен говорит о втором аспекте влияния луны в Петре, ибо арабское хилаль означает “Новая Луна”. В заключение он высказывает предположение, что ландшафт между Петрой и Джебель Хилаль был пустыней Син, а Джебель аль‑Мадбах возле Петры была “лунной горой” и, следовательно, истинным местоположением горы Синай. Никто из современных ученых‑библеистов не принимает этой гипотезы всерьез, несмотря на ошеломляющие аргументы в пользу того, что Петра – это и есть древний Кадес, где израильтяне, по всей видимости, и провели основную часть своего пребывания в пустыне”[21].

Другой ученый-специалист по Ближнему Востоку Рафаэль Гивеон провел параллель между топонимом “Яху в земле шасу” египетских надписей и святилищем в Петре и отметил, что шасу или идумеи имели важнейшее значение для развития и формирования религии Израиля и, в частности, её связи со священными горами[22].

Однако следует отметить, что культ Яхве появился вследствие смешения египетского культа Осириса с ключевыми аспектами почитания горного божества Петры, но не копировал его. По мнению Коллинза и Огилви-Геральда, это был всё же “сплав идей и представлений людей из разных культурных и этнических слоёв”[23]. В Библии этот сплав этиологически выражен в виде контакта и союза двух жрецов – Моисея и Ятро, священника мадианского.

>ОГЛАВЛЕНИЕ<


ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] В православии традиция переноса священной топонимики явление довольно известное. Например, преп. Серафим Саровский в своей “дальней пустыньке” назвал евангельскими именами места, её окружавшие. У него был и свой Иерусалим, и гора Елеонская, и Вифлеем, и Иордан, и Фавор, и Голго­фа. Разумеется, никому в голову не приходит считать все эти места подлинными Елеоном, Иорданом, Фавором и т. д. Точно также было и в случае с монахами, поселившимися возле горы, которую они духовно считали Синаем, исключительно для того, чтобы возбуждать память о событиях священной истории, как бы приблизить себя к ней созерцательным путём.

[2] См.: Озмитель М. Поиск настоящего Синая.

[3] См.: Коллинз Э., Огилви-Геральд К. Указ. соч., стр. 315.

[4] А кто-то вообще задавался вопросом, как и где археологически документированы эти мадианитяне и их культура? Археология о них ничего не знает – вот в чем беда. Вся информация почерпнута из Библии. В ней сказано, что мадианитяне жили где-то “далеко” от Синая. Но где точно, не говорится. Вот и приходится придумывать, что они жили на Синайском п-ве, хотя никакой археологической мадианской культуры там днём с огнём не найти. Но что-то же надо писать про них в справочниках и энциклопедиях! Вот и пишут…

[5] Полюбоваться на “красоты” этого псевдо-Синая можно здесь. Глядя на практически непроходимый ландшафт полуострова, можно смело заявить, что к его южной стороне с тремя миллионами евреев (а именно столько их было по Библии) мог пойти только идиот или самоубийца. Гнать туда скот – это полный бред и абсурд, потому что питаться овцам и козлам (не говоря уже о людях) там было попросту нечем, с водой тоже большие проблемы. Конечно, Библия блестяще объясняет, как Бог чудесным образом кормил евреев мясом и хлебом, но не объясняет, чем питался их скот, “стадо весьма большое” (Исх 12:38), ведь Исх 16:1 сообщает о том, что у евреев закончилось мясо уже через полтора месяца после начала похода. При этом до сего момента они жили в нормальных условиях в Елиме (Исх 15:27), где было много воды (а значит и травы для скота) и росли финиковые пальмы. И никаких сведений о том, что евреи могли за этот период съесть весь свой скот – “стадо весьма большое” – или о том, что начался его массовый падёж, не имеется. Таким образом, наиболее правдоподобен всё-таки выбор короткого северного синайского пути (“дорогой моря”), по т. н. “филистимской дороге” или “дороге Гора”, с которой евреи уже свернули в Негев, где и располагалась подлинная гора Синай. Но даже этот короткий переход вызывал, конечно, большие трудности для такого количества людей. Втор 2:14 сообщает о том, что 38 лет Израиль размещался в Кадеш-Барнеа (в непосредственной близости от Синая). В этом месте имелись непересыхающий источник, дающий ок. 40 м3 воды в час, и обширное пастбище. Так что евреи во всё время своих якобы “скитаний” чувствовали себя очень комфортно. К тому же Кадеш-Барнеа лежал на пути пересечения торговых путей! Исх 13:17-18, впрочем, категорически отрицает северный путь. Однако это не более, чем редакторская вставка, сделанная именно для того, чтобы обставить Исход чудесными подробностями. К тому же после потопления войска фараона уже ничто не мешало повернуть назад, на север. По “филистимской дороге”, конечно, располагалось большое кол-во египетских приграничных цитаделей и военных лагерей. Однако, как удостоверяют нас египетские документы, выход евреев из Египта вместе с гиксосами состоялся в результате предварительного соглашения, и никто не препятствовал их продвижению за границы Египта, во всяком случае до Негева. Еврейский караван, судя по всему, вообще никуда не отклонялся и никакого преследования тоже не было. – Подробнее см.: Л. Л. Гифес. Ариохристианская экзегетика библейских писаний. Этнокультурный и исторический контекст. / Когда и при каком фараоне произошел Исход. Гиксосы-индоевропейцы. Анонимный автор очень интересной статьи Месу, считает, что море Ям-Суф, которое посуху перешли израильтяне, было одной из пресноводных лагун на северо-востоке Дельты Нила: “Месу и его сторонники бежали в самом начале санторинского извержения (имеется ввиду известное извержение вулкана Теры в Средиземном море – примеч. Л. Л. Гифес). К тому времени, когда они достигли берега “камышового моря”, обрушение конуса вулкана вызвало цунами. Отлив, всегда предшествующий цунами, расширил косу, отделяющую лагуну от моря, и беглецы смогли перейти. Преследователи же попали под гигантскую волну”. Это доказывает, что евреи шли именно северным путем, по побережью, и на юг не сворачивали.

[6] Атлас библейской истории. РБО. 1995, стр. 11.

[7] Нот М. История Древнего Израиля. СПб. 2014, стр. 151-152.

[8] Электронная еврейская энциклопедия. / Исход.

[9] В оригинале Цин, что значит просто “пустыня”. Этимология восходит к слову цин – ‘колючка, тёрн’ (см. Стронг 6790, 6791). Вариант ЦинЦион (гора Сион), с тем же самым значением (см. Стронг 6724, 6726). По-видимому, для евреев только пустыня являлась местом теофаний их бога. Семитский бог – это бог пустыни, где сформировалась семитская раса. Одно из значений слова Eden – ‘степь’, что наверняка относилось к полупустыням Аравии, где и располагалась мифическая земля Дильмун. Название Синай не имеет к такой этимологии отношения, по-евр. звучит как Sini (Стронг 5514) и, вероятно, восходит к имени шумеро-аккадского лунного божества Сина.

[10] Согласно М. Ноту, Фаран это нынешний dšebel faran на западной стороне вади el-̒araba. – См.: Нот М. История Древнего Израиля, стр. 154

[11] Там же, стр. 153.

[12] См.: Нурлан З. Аравийская пустыня Негев. Считается, что Негев входит в территорию Палестины, однако непонятно, как и чем её ограничивать (сами пеласги занимали лишь северо-западную часть Негева). Но Негев явно никогда не входил в область Ханаана, что видно из того, что вход израильтян в Негев не считался входом в Ханаан.

[13] Подробнее см.: Альтернативная гора Синай в пустыне Негев; Воробьева М. С Танахом в руках; Райт Дж. Э. Библейская археология. СПб. 2003, стр. 93-94; Alekstarn. Восхождение к Божьей горе.

[14] Коллинз Э., Огилви-Геральд К. Указ. соч., стр. 337.

[15] Там же, стр. 301-400.

[16] Там же, стр. 337.

[17] Между прочим, к Петре течет река Хорав, точно воспроизводящая название Хорив (разница в произношении обусловлена в данном случае исключительно произвольной огласовкой).

[18] Коллинз Э., Огилви-Геральд К. Указ. соч., стр. 327.

[19] Там же, стр. 349.

[20] Там же, стр. 360-364, 375-376.

[21] Там же, стр. 365-366.

[22] Там же, стр. 377.

[23] Там же, стр. 381.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s