О происхождении «ангелов» Серафимов

000001.jpg

В Книге пророка Исайи описан особый вид «ангелов», которым приданы следующие черты: «Вокруг него (Яхве) стояли серафимы; у каждого из них по шесть крыльев: двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Ис. 6:2). Дополнительные сведения об этих существах предоставляет новозаветная книга Откровение, которая в данном случае опирается на видение Иезекииля: «Посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади… И каждое из четырех животных имело по шесть крыльев вокруг, а внутри они исполнены очей» (Откр. 4:6-9, ср. Иез. 1:1-28).

Сравним это с тем, что написано в финикийских мифах об облике верховного бога Эла. «Став неоспоримым владыкой мира, Эл приобрел и особый вид. У него спереди и сзади было четыре глаза, из которых два были всегда открыты, а два — закрыты в знак того, что этот бог и во сне видит, и бодрствуя спит; на его плечах было четыре крыла — два распущенных и два сложенных — и на голове еще два крыла. И это все поднимало Эла над остальными божествами, ибо те имели только по два крыла» (Мифы Угарита и Финикии. М. 2003, стр. 145).

Таким образом описание ханаанского божества Эла послужило прототипом для создания древнееврейских «серафимов». Впервые, однако, эти существа были упомянуты в Числ. 21:6 как seraphim nahash («огненные змеи»), которые внезапно напали на евреев в пустыне и жалили их. Создается впечатление, что речь идет о чем-то вроде огнедышащих летающих драконов. Но если при Моисее это были враждебные твари змеиной природы, то уже в эпоху составления книг Исайи и Иезекииля они превращаются в «ангелов», окружающих трон Яхве. Их змеиная сущность при этом исчезает. Мы видим как чужеродные образы, заимствованные из других религий, постепенно трансформируются в рамках одной и той же традиции в то, чем они изначально не являлись.

О происхождении «ангелов» Серафимов: 9 комментариев

  1. //эти существа были упомянуты в Числ. 21:6 как seraphim nahash («огненные змеи»), которые внезапно напали на евреев в пустыне и жалили их. Создается впечатление, что речь идет о чем-то вроде огнедышащих летающих драконов.// видимо так явились ангелы-губители, одна из их форм..

    Нравится

      1. В древности даже родственные народы и племена далеко не всегда считали друг друга братьями, а если говорить о языковой группе — то тем более, т.к. это научный термин, самими племенами, разумеется, не использовавшийся в качестве обоснования родства, хотя Вы, как я понял, используете другую трактовку слова «семиты», поэтому мысль ясна.

        Нравится

        1. Семиты это больше библейское понятие ) Придумали некоего Сима (который на самом деле был Сетом), от него себя произвели, а потом расологи, не имея лучшего термина, назвали это семитами. Впрочем, сейчас уже от понятия семитская раса отказались и называют всё это еще более неадекватным термином — «средиземноморская раса».
          Я же хотел подчеркнуть, что настолько тотальная ненависть ко всему Ханаанскому не располагает считать евреев и ханаанцев не только близкородственными народами, но и представителями одной расы.

          Нравится

  2. раннехристианская екзегеза:
    «Во-первых, по мнению Оригена, серафимов два, во-вторых, они закрывали не свои лица и ноги, а Божии (далее Ориген объясняет, как он понимает этот образ), и в-третьих (этот вывод делается на основании двух предыдущих утверждений), эти два серафима суть Иисус Христос и Святой Дух.» https://www.academia.edu/10925571Ориген._Гомилии_на_книгу_пророка_Исаии_предисловие_перевод_

    Нравится

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s